Вчера — 8 октября — Роскомнадзор заблокировал мессенджер Discord за нарушение требований законодательства. В конце сентября «Коммерсантъ» сообщал о возможной блокировке платформы, пользователи которой жаловались на сбои в ее работе. Sostav обсудил с представителями рынка, как бренды использовали сервис и перетечет ли его аудитория на другие платформы.
Краткая история
Discord — мессенджер с поддержкой VoIP (технология, позволяющая проводить голосовые звонки через интернет) и видеоконференций, предназначенный для использования различными сообществами. Он был основан предпринимателем Джейсоном Ситроном и программистом Станиславом Вишневским, которых объединяла страсть к видеоиграм. Платформа предложила пользователям бесплатное создание серверов с текстовыми и голосовыми чатами, возможность модерации и проведение конференц-звонков. В результате сервис стал популярным не только среди геймеров — его стали использовать предприниматели и образовательные организации.
В 2022 году работать с серверами Discord стало сложнее — в части оплаты различных опций и, особенно, монетизации — отметила руководитель отдела по работе с игровым сообществом Astrum Entertainment Елена Масленникова. Рекламные возможности платформы с тех пор значительно расширились, но большая их часть была недоступна на территории нашей страны. При этом далеко не весь дополнительный функционал представлял интерес для сообществ геймеров в силу специфики оперирования игр. По словам Елены Масленниковой, функции продвижения больше подходили игровым блогерам и авторам контента.
В 2023 году РКН внес платформу в реестр социальных сетей, а российский суд наложил на нее штраф в 6 млн руб. за неудаление запрещенного контента. В конце сентября этого года Discord вновь был оштрафован — уже на 3,5 млн руб.
Сбои в работе сервиса российские пользователи отмечали с начала осени. Пик их жалоб пришелся на 8 октября, а вечером того же дня пазл сложился — Роскомнадзор заблокировал платформу. Российского регулятора поддержал надежный партнер: глава турецкого Минюста Йылмаз Тунч сообщил о решении заблокировать доступ к мессенджеру Discord на территории страны.
Ограничение деятельности платформы сопровождается бурной реакцией интернет-сообщества. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков заявил, что готовит обращение к Роскомнадзору с призывом пересмотреть решение о блокировке Discord в России, так как мессенджер «полезен для студентов и преподавателей, репетиторов в онлайн-школах». В дискуссиях о блокировке Discord поучаствовал и Егор Крид, но быстро нашел замену платформе, вернувшись в старый добрый «файлообменник» — Skype.
Судя по всему, возвращаются не только бородатые мемы, но и их актуальность.
Не играми едиными
Хотя наибольшей популярностью Discord пользовался среди геймеров, у мессенджера был значительный потенциал и в других сферах. Например, в рекламе сервис помогал создать условия для тесного общения брендов и их преданных поклонников.
По словам Елены Масленниковой, Discord предлагал полноценные инструменты для создания комьюнити вокруг брендов, такие как собственные серверы, возможность распределения ролей, структурирование тематик сообщества на каналы, включая голосовые, а также использование различных ботов и средств автоматизации работы с контентом. Вебхуки и интеграции позволяли гибко настраивать процессы компании с Discord, что упрощало взаимодействие с клиентами и удешевляло процесс разработки различных модулей, например, на сайт компании, — дополнила спикер. И, разумеется, платформа была отличным способом для организации поддержки клиентов бизнеса и оперативной коммуникации команды.
Елена Масленникова, руководитель отдела по работе с игровым сообществом Astrum Entertainment:
Один из ключевых инструментов в Discord — это создание сервера. Пользователи могли формировать собственные сообщества, приглашать других участников и делиться контентом. В сервисе удобно было работать с информацией и публикациями, проводить различные активности как со стороны администратора сервера, так и пользователя. Это позволяют далеко не все другие площадки для общения.
За рубежом к Discord обращались крупные бренды — Samsung, Porsche, Time, Nickelodeon и Adidas — подчеркнул креативный продюсер Goose Gaming Артем Нагорный. Он напомнил и о проекте Gucci, который с помощью мессенджера создал пространство для общения дизайнеров, коллекционеров и энтузиастов моды.
Артем Нагорный, креативный продюсер Goose Gaming:
На Западе эндемичные геймерские бренды создают вокруг себя комьюнити в Discord и напрямую общаются с клиентами. Кроме того, игровые разработчики создают каналы вокруг своих проектов для получения быстрой обратной связи о багах. Мессенджер позволяет убрать лишние барьеры между пользователем и брендом, упрощая коммуникацию.
Молодые стримеры использовали Discord для создания комьюнити и модерирования прямых эфиров, — отметил креативный продюсер коммуникационного агентства DIDENOK TEAM Олег Вишневский.
Олег Вишневский, креативный продюсер коммуникационного агентства DIDENOK TEAM:
Известный бренд энергетических напитков VOLT Energy создал целый сервер в Discord, вложив в него душу. Там пользователи могли общаться, получать информацию от стримеров или принимать участие в интерактивах от бренда. По сути, механика его продвижения совпадала с тем, как это можно было делать для крупных торговых марок.
Последствия и аналоги
Как и в случае с уходом или ограничением работы ряда других платформ, пользователи Discord ищут альтернативу мессенджеру. Помимо выбора Егора Крида, можно рассмотреть и другие варианты, но с полноценной заменой Discord явно возникнут сложности.
Максим Климчук, сооснователь геосоциальной сети Blink:
Блокировка Discord — грустная новость для огромного сегмента молодежной аудитории России, особенно для геймеров. Сейчас сложно найти полноценную альтернативу платформе. Единственный очевидный вариант — это Telegram, где можно созваниваться в группах или режиме peer-to-peer, как мы уже начали делать.
На рынке пока нет заметных аналогов, которые могли бы сразу заменить Discord. Платформам, которые решат занять эту нишу, предстоит проделать огромную работу, чтобы заявить о себе и завоевать доверие пользователей.
С подобной оценкой безальтернативности платформы на сегодняшний день солидарна и Елена Масленникова.
Елена Масленникова, руководитель отдела по работе с игровым сообществом Astrum Entertainment:
Discord в индустрии гейминга за последние годы стал практически незаменимым по предоставляемому функционалу. Стриминговые площадки в их нынешнем виде закрывают лишь часть задач информирования, но сопутствующую задачу оперативного взаимодействия между игроками они, к сожалению, не решают.
По мнению Олега Вишневского, в качестве замены сервиса можно присмотреться к платформам Guilded, работающую через аккаунт в Roblox, и Revolt, которая во многом копирует Discord. Но никакой аналог не вернет пользователям комьюнити их серверов, запрограммированные чаты для работы и творчества и накопленные годами звуковые эффекты и эмодзи, — дополнил спикер.
Олег Вишневский, креативный продюсер коммуникационного агентства DIDENOK TEAM:
Достичь удобства интерфейса и гибкости этого приложения будет сложно. Возможно, именно доступность и открытость сервиса стала его слабой стороной. Это некритичный удар по индустрии онлайн-игр, в которых есть внутренние голосовые чаты, но существенная потеря для авторов контента и людей, которые долгое время формировали комьюнити и настраивали сервера под конкретные аудитории. Все делать заново. А когда не заново?
Артем Ковчик, директор по развитию Adsup.me :
Некоторые компании используют Discord в качестве корпоративного мессенджера. Теперь им придется переходить на доступные аналоги. Что касается игровой индустрии, то запрет сервиса едва ли сразу вызовет резкий отток геймеров. Как и в случае с запрещенной соцсетью с картинками, а позже и YouTube, пользователи просто будут искать варианты взаимодействия со знакомой и любимой платформой.
Стоически ситуацию с ограничением работы платформы воспринял Артем Нагорный. По его мнению, блокировка Discord глобально никак не отразится на бизнесе и индустрии онлайн-игр, а пользователи просто перейдут в менее удобные каналы для общения — TeamSpeak, Google Meet и другие. К этому российские пользователи уже привыкли.