Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
26.07.2022 в 12:30

«Опора России» попросила Госдуму не принимать законопроект о едином операторе DOOH

В организации считают, что он приведёт не только «к уничтожению рынка наружной рекламы в стране», но и нанесёт ущерб государству

7

Деловая организация «Опора России», представляющая малый и средний бизнес, обратилась к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой не принимать законопроект о создании единого оператора цифровой наружной рекламы, который 15 июля депутаты одобрили в первом чтении. По мнению деловой организации, документ предусматривает «избыточное, не отвечающее потребностям граждан РФ и бизнеса, несоразмерное уровню общественной значимости» регулирование. Копия письма есть в распоряжении Sostav.

Согласно тексту обращения, в «Опоре России» уверены, что законопроект приведёт к уничтожению рынка наружной рекламы в стране. Единый оператор цифровых рекламных конструкций, на которого планируется возложить контроль за рынком DOOH, одновременно становится главным монополистом на нём и конкурентом для представителей частного сектора, подчёркивают в организации. «В сфере рекламы подавляющее большинство участников рынка — представители малого бизнеса, которые не в состоянии конкурировать с единым оператором по понятным причинам», — говорится в письме.

Кроме того, монопольное положение единого оператора на 30 лет ведёт к массовому банкротству других операторов наружной рекламы. Избранный единый оператор в приоритетном порядке получит без торгов право на все ключевые локации для размещения собственных цифровых рекламных конструкций во всех регионах России, отмечают представители организации.

По мнению «Опоры России», отсутствие конкуренции повлечёт монопольно высокую цену за размещение рекламы на конструкциях, что в свою очередь скажется на рекламодателях и потребителях.

В обращении указывается, что уход с рынка наружной рекламы федеральных и локальных участников вследствие «неминуемого банкротства» сотен компаний, а также сокращение возможности проведения доступной рекламной активности локальными рекламодателями приведёт к радикальному сокращению десятков тысяч рабочих мест как в отрасли наружной рекламы, так и в смежных отраслях.

Законопроект приведёт к серьезному ущербу в секторе электронной коммерции и сопутствующих видах предпринимательства, отмечают в «Опоре России». Законопроект предусматривает запрет деятельности сервисов размещения объявлений. Такой запрет создаст искусственную монополию на рынке цифровых сервисов, говорится в письме. В связи с этим десятки сервисов будут вынуждены прекратить существование и закрыть сайты, а компании, владеющие ими ликвидироваться из-за запрета продолжения деятельности.

Кроме того, нанесение подобного ущерба многим IT-компаниям в виде их фактического запрета напрямую противоречит мерам поддержки IT-отрасли.

Закрытие различных сервисов размещения объявлений также приведёт к невозможности для субъектов МСП использовать несколько площадок для параллельного предложения своих товаров с целью большего охвата аудитории и ускорения процесса поиска покупателя и заключения сделки.

Как следует из письма, закрепление возможности оказывать услуги по размещению электронных объявлений только за одним оператором является необоснованной монополизацией рынка, что вступает в прямое противоречие с установленной Президентом РФ стратегической задачей по развитию цифровой экономики и созданию систем её правового регулирования, основанных на гибком подходе.

Ещё одна проблема, на которую указывают в «Опоре России», — угроза кибербезопасности личных данных пользователей. «Любая успешная несанкционированная кибератака предоставит доступ ко всем экранам страны одновременно, в то время как контроль за единой системой многократно осложняется географической и технологической спецификой. Эксплуатируемое сегодня операторами наружной рекламы российское программное обеспечение показало свою эффективность, надёжность», — говорится в обращении.

Также объединение всех цифровых рекламных конструкций в единую сеть и размещение объявлений через единого оператора приводит к высочайших рискам утечки персональных данных пользователей, считают в организации.

В организации отмечают, что законопроект содержит положение, согласно которому при заключении договоров с единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений не применяется часть 3.1. ст. 19 Федерального закона «О рекламе». Таким образом, следует из письма, законодатель, принимая указанные изменения, полностью отменяет действующее регулирование в части сохранения культурного наследия при размещении наружной рекламы, которым устанавливается ограничение на её установку и эксплуатацию на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и их территориях.

В «Опоре России» также указывают на то, что установление монополии на рынке сервисов размещения объявлений не соответствует положениям Федерального закона «О естественных монополиях». Состояние естественной монополии необходимо исключительно на тех товарных рынках, на которых удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. «По своим технологическим особенностям товарный рынок сервисов размещения объявлений никоим образом не соответствует рынкам естественных монополий. Оказание услуг на таких рынках не осуществляется в убыток хозяйствующим субъектам и не является излишне затруднительным, что могло создавать бы препятствия для входа на такой рынок и успешное функционирование на нём», — подчёркивается в письме.

В силу отсутствия альтернатив потребители будут вынуждены пользоваться услугами и продуктами компании, занимающей монопольное положение на рынке — даже если её условия являются невыгодными или кабальными для них, а качество и безопасность сервиса не соответствуют потребностям клиентов, считают в организации. В связи с этим возможность пользователей публиковать электронные объявления исключительно на едином информационном ресурсе напрямую нарушит их права. По мнению представителей «Опоры России», одна компания — оператор информационного ресурса — необоснованным образом получит возможность:

  • устанавливать любую, произвольную, в том числе монопольно высокую, цену на оказание услуг по размещению и продвижению объявлений и при этом не будет ограничена ценовой политикой конкурентов. Это неизбежно приведет к подорожанию стоимости услуг по размещению электронных объявлений;
  • навязывать пользователям невыгодные для них условия размещения объявлений, поскольку пользователи не будут иметь возможность воспользоваться иным ресурсом, содержащим лучшие правила. Например, единый оператор может ввести правило, что срок жизни объявления составляет 7 дней, в то время как в текущих реалиях по той же стоимости на иных сервисах объявление будет доступно 30 дней;
  • создавать дискриминационные условия размещения объявлений;
  • обрабатывать избыточный объем персональных данных (требовать предоставления ИНН и заключенных пользователями договоров купли-продажи товара).

Кроме того, в деловой организации считают, что рынок сервисов размещения объявлений является «конкурентным по своей сущности» и не требующим государственного вмешательства в виде установления монополии, что подтверждается международной практикой.

Ранее ФАС раскритиковала законопроект о создании единого оператора цифровой наружной рекламы. В ведомстве считают, что его принятие ухудшит положение всех участников рынка цифровой рекламы.

15 июля депутаты приняли в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон «О рекламе» — о создании единого оператора цифровой наружной рекламы. Он был внесённа рассмотрение в Госдуму 8 июля. Автором проекта закона выступил зампредседателя комитета по экономической политике Артём Кирьянов. Он считает, что появление единого оператора поможет создать «качественный и удобный» отечественный сервис для граждан и компаний. Рекламодатели смогут размещать информацию на улицах и в интернете в рамках экосистемы единого оператора.

Согласно законопроекту, единый оператор будет устанавливать и эксплуатировать цифровые рекламные конструкции, создаст информационный ресурс для размещения информации на них, а также на электронных досках объявлений в интернете. Кроме того, размещение цифровой наружной рекламы, рекламы на транспортных средствах будет возможно только через единого оператора.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.