Российский рынок платного ТВ продолжает стагнировать — во втором квартале прирост новых абонентов оказался рекордно низким с 2010 года и составил около 80 тыс. домохозяйств. Общее количество абонентов на конец второго полугодия достигло 43,6 млн домохозяйств, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на отчет TelecomDaily.
Прирост в абонентской базе продемонстрировали только спутниковый оператор «Триколор», подключивший 4 тыс. новых абонентов (вся база — 12,23 млн), и МТС, увеличившая базу на 66 тыс. пользователей (до 3,7 млн). «Ростелеком» впервые закончил квартал с неизменным показателем абонентской базы (10,28 млн), такая же ситуация у «ЭР-Телекома» (3,74 млн), «Орион» (3,09 млн) продолжил показывать незначительный отток. Проникновение платного ТВ сохранилось на уровне чуть выше 78% населения, а средний чек на абонента (ARPU) составил 180 рублей в месяц без НДС, сократившись на 9 рублей к предыдущему кварталу.
Однако выручка операторов в целом продолжает расти — объем рынка в деньгах увеличился по итогам квартала на 0,4%, оценивают в «ТМТ Консалтинге». Эта компания оценивает ARPU в платном ТВ выше — в 190 рублей по итогам второго квартала, а число абонентов — в 44,4 млн при росте примерно на 50 тыс. Если в первом квартале небольшой уровень роста был результатом спада в спутниковом ТВ, то теперь это следствие отсутствия роста у кабельных операторов. Проникновение платного ТВ приблизилось к максимальному значению, уверены в компании, высоких темпов роста больше ждать не приходится.
Операторы платного ТВ отмечают, что на интерес зрителей к этой услуге мог повлиять массовый переход на бесплатное цифровое вещание по всей стране. На второй квартал пришлась основная волна перехода с аналогового на цифровое вещание, шла массированная рекламная кампания, и ожидания телезрителей, связанные с этим процессом в условиях снижения реального роста доходов, повлияли на ситуацию на и без того насыщенном рынке, уточняют в МТС.