За год доля подделок техники международных производителей на российских маркетплейсах удвоилась, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование юридического агентства IQ Technology.
Согласно данным компании, с июля 2022 года по июль 2023-го доля фальсифицированных смартфонов покинувших страну брендов в общем объёме предложения выросла с 12% до 31%.
В сегменте ноутбуков доля подделок увеличилась с 22% до 31%, мелкой бытовой техники — с 15% до 34%, смарт-часов — с 35% до 63%, наушников и колонок — с 27% до 69%. Отмечается, что в исследовании IQ Technology было проанализировано 15 тыс. карточек товаров в соответствующих категориях на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Сбермегамаркете» и AliExpress.
Управляющий партнёр IQ Technology Александр Логунов уточнил изданию, что в смартфонах чаще всего подделывают устройства известных брендов, таких как Apple, Samsung и Xiaomi.
«Подделки выполнены в дизайне оригинала, но имеют отличающиеся размеры и другую операционную систему, если речь идёт про устройства Apple, то вместо iOS установлен Android. Коробка выполнена из бумаги низкого качества, а изображение нанесено отличным способом», — отметил Логунов.
По его словам, распознать контрафактный ноутбук сложнее, так как он отличается от оригинала в первую очередь внутренними элементами: жёсткий диск, материнская плата, оперативная память и процессор могут быть заменены дешёвыми аналогами. Логунов добавил, что поддельная электроника производится в основном в Пакистане, Китае и Индии.
В ГК «F+ tech | Марвел» оценили, что в первые пять месяцев 2023 года доля контрафактной аудиоэлектроники на российском рынке увеличилась с 10% до 25% год к году. В компании указали, что «чаще всего это копии наушников и музыкальных колонок известных брендов — Apple, Marshall, JBL и других».
В маркетплейсе Ozon заверили «Ъ», что отслеживают контрафактную продукцию, в том числе с помощью нейросети. Онлайн-платформа Wildberries не согласна с оценками IQ Technology. В компании подчеркивают, что «все трансакции отслеживаются в режиме реального времени», а перед покупкой покупатель может ознакомиться с рейтингом товаров и продавцов.
Пресс-служба Ozon:
На Ozon запрещена продажа подделок и любой другой контрафактной продукции, в том числе в сегменте электроники. Мы используем целый комплекс мер по борьбе с ней: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. По наиболее популярным у покупателей брендам электроники мы заранее проводим проверку товаров на оригинальность и только после этого допускаем на площадку.
Помимо этого, мы тесно сотрудничаем с правообладателями и рассматриваем их обращения через инструмент «Кабинет бренда».
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли АКИТ (в ассоциацию в том числе входят Wildberries, Ozon, DNS) Артём Соколов заявил, что, по данным организации, доля подделок на площадках не превышает 0,1%.
Участники рынка, опрошенные изданием, назвали среди причин роста подделок электроники снижение контроля за фальсификацией продукции со стороны покинувших российский рынок брендов. Эксперты полагают, что доля контрафакта продолжит расти.