Рекомендации Минцифры по включению софта для предустановки на гаджеты возмутили потребителей и участников рынка. Представители бизнеса считают, что критерии отбора среди маркетплейсов написаны под Wildberries и угрожают конкуренции. В самой компании заявили, что недовольные инициативой пытаются давить на ведомство, так как сами «боятся открытого честного конкурса или не могут участвовать из-за иностранных владельцев», сообщает «Коммерсантъ».
Издание ссылается на письмо «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) замглаве Минцифры Максиму Паршину, в котором организация попросила изменить критерии для предустановки приложений e-commerce или совсем отказаться от инициативы. Среди условий, которые выдвинуло ведомство, — максимальное число пользователей и лидерство в России по обороту и количеству продавцов.
По итогам первой половины этого года Wildberries увеличила оборот до 303 млрд руб., а число продавцов — до 234 тыс. В штучном исчислении продажи выросли на 82%. Представители электронной коммерции считают, что критерии написаны специально для этого маркетплейса, однако аргументом Wildberries в поддержку предустановки стало наличие «Яндекс.Маркета» в списке рекомендованных сервисов «Яндекса».
В ОПИ пояснили, что сейчас доступ к предустановке есть только у приложений агрегаторов, а не у продавцов, а объём продаж может достигаться за счёт значительной доли иностранной продукции — это не соответствует идее поддержки отечественных производителей. Навязывание одного агрегатора лишает бизнес мотивации к борьбе за лояльность потребителей и грозит деградацией рынка, заявили в ОПИ.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций назвали предустановку «субсидией на маркетинговые расходы для конкретного игрока». По словам управляющего директора Ozon Сергея Белякова, сам факт предустановки любых программ создаёт преимущества и подрывает основы конкуренции, обесценивая вложения бизнеса в развитие рынка.
Сергей Лебедев, вице-президент по связям с государственными органами «AliExpress Россия», заявил, что большую часть рынка (80%) в интернет-торговле уже занимают российские компании, что не соответствует изначальной цели инициативы — помочь российским разработчикам в конкуренции с иностранными сервисами.