В Госдуму внесён законопроект, который предлагает ограничить максимальный размер платы за услуги по продвижению аптеками лекарственных средств. Согласно документу, показатель должен составлять 5% от цены приобретённых товаров. Документ опубликован в электронной думской базе.
Соавторами проекта стали депутаты от фракции «Справедливая Россия — За правду», в том числе её лидер Сергей Миронов, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин и первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
Как отмечается в пояснительной записке к инициативе, сейчас максимальная стоимость услуг по продвижению продовольственных товаров в российских магазинах, в том числе биологически активных добавок, составляет 5% от их цены. Однако лекарственные средства не попадают в категорию продовольственных товаров, поэтому размер платы за такие услуги в фармацевтической отрасли возможно устанавливать по своему усмотрению.
Согласно результатам опроса сотрудников аптек, которые законодатели приводят в пояснительных материалах, подавляющее большинство выступают против маркетинговых акций в аптеках, которые зачастую связаны с навязыванием определённых препаратов покупателям. В этой связи депутаты предлагают ограничить предельную стоимость услуг по продвижению лекарственных препаратов 5% от их цены.
«До тех пор пока участники рынка не договорились о приемлемой величине «маркетингового сбора», между торговыми сетями и поставщиками происходили острые конфликты. В целом проблема была решена, но сегодня ситуация в самом наихудшем варианте повторяется в аптечных сетях», — отметил Миронов в своём Telegram-канале.
Он также подчеркнул, что высокий размер «маркетингового сбора» приводит к удорожанию медикаментов. «На мой взгляд, во многом это связано с тем, что аптечные сети берут с производителей неприличную плату за продвижение, которого, если говорить по совести, вообще быть не должно», — написал лидер партии «Справедливая Россия — За правду».
Кроме того, Миронов считает, что высокий размер «маркетингового сбора» аптечных сетей затрудняет производителям финансирование разработок новых и инновационных лекарственных препаратов.
«Лекарства не относятся к категории продовольственных товаров, поэтому их продвижение в аптеках не регулируется законом, и фармацевтические компании могут неоправданно завышать стоимость этих услуг» — подтвердил Sostav руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы Intellect Михаил Хохолков. Он пояснил, что под услугами по продвижению подразумеваются мерчандайзинг, логистика, акции для привлечения покупателей. Реклама товаров в этот список не входит, добавил эксперт.
По данным «CберМаркетинга», Rambler&Co и «Еаптеки» (принадлежит «Р-фарм» и «Сберу»), россияне чаще всего принимают обезболивающие препараты (43%), лекарства от простуды и гриппа (31%), БАДы и витамины (26%). При этом рекламным материалам внутри аптеки 69% респондентов почти не придают значения. Исключением могут стать нестандартные размещения — они способны привлечь внимание 18% покупателей. Всего 13% опрошенных внимательно изучают информацию внутри аптек.