Layout, как мы писали в прошлой статье, является первым этапом, когда 2D аниматик реализуется в трех измерениях. Все, что есть в аниматике, воссоздали в 3D, без анимации. Воссоздаются ракурсы камеры, фокусные расстояния на камеру и получаются финальные кадры, затем выставляются примерные позы персонажей. Это помогает режиссеру и исполнителям последующих этапов сориентироваться в материале. Наконец, пре-продакшн переходит в продакшн.
Каждый из руководителей производства мультсериала преследует свои задачи. Режиссер контролирует творческую составляющую и старается рассказать и показать историю. Для него важно следить за монтажом.
Ведущий специалист layout контролирует техническую составляющую. Он отслеживает корректность сборки сцены. Материал на каждом этапе должен быть качественным и технически грамотно собран, ведь он перейдет к аниматору.
Когда layout собран, сцена передается в анимацию. Здесь мы «оживляем» наших персонажей и некоторые декорации. К примеру, мы заставляем облака двигаться в определенную сторону.
Анимация
У нас, как и у множества наших коллег, анимация шота состоит из нескольких этапов:
Блокинг
На этапе блокинга ключевые кадры серии мультфильма сменяют друг друга. Но это еще не анимация в полном ее понимании. Кадры сменяют друг друга не плавно: персонажу задаются ключевые позы, которые показывают основной розыгрыш действий.
Полишинг
Сначала между ключевыми позами автоматически простраиваются плавные переходы, но после этого анимацию нельзя назвать законченной. Ее необходимо разнообразить, сделать «живой» и сложной.
Анимация утверждается режиссером. Он проверяет актерскую игру персонажей: они должны совершать какие-то действия и изображать эмоции, которые нужны сюжету. Также анимацию проверяет и супервайзер анимации. Он следит за мастерством исполнения и соблюдением стиля самой анимации. Это формальное разделение, ведь оба руководителя не могут не обращать внимания на смежные аспекты качества материала. Порой режиссер комментирует мастерство анимации, а супервайзер дает советы по отыгрышу каких-то событий.
Очень важным творческим моментом является монтаж в анимации — хукап. Хукап — это один из основных инструментов для погружения зрителя в кино. К примеру, в жизни мы видим все одним сплошным шотом, прерываясь только на сон, а в кино каждую секунду-две у нас меняется ракурс.
Для того, чтобы смена ракурса была максимально комфортной и история не прерывалась для восприятия зрителя, необходимо следить за монтажом и делать хукапы в анимации. В одном шоте персонаж начинает делать движение, а в другом заканчивает свое действие.
Кто-то считает, что движения персонажей нужно заканчивать в одном шоте, чтобы не тратить время на хукапы, считая это «лишней головной болью». А кто-то считает это основой основ. И те и другие по-своему правы.
В итоге мы санимировали шот, монтажную фразу/сиквенс, мультик. Тем не менее, шот, который прошел через аниматора, нельзя назвать законченным. Предстоит долгий процесс его подготовки к визуализации. Поэтому в производстве есть еще один этап — ассэмблинг.
Ассэмблинг
Ассэмблинг в переводе с английского языка означает «сборка». Визуализация 3D анимации — очень сложный и хрупкий процесс. Нам надо отдать технически чистый, корректный продукт, чтобы избежать большого числа сбоев и ошибок во время рендера (так называется визуализация среди профессионалов).
Материал, принятый от аниматора, «пересобирается» заново.
Ассэмблинг преследует две задачи:
Творческая
Происходит доведение композиции кадра, чтобы она была грамотно выстроена. Обеспечиваем гладкий монтаж. Мультфильм это не отдельные шоты и персонажи. Самое главное в мультфильме — история, которую мы рассказываем. Чтобы хорошо её рассказать, нужно обязательно обеспечить плавный монтаж.
Если в серии будет «рваться» монтаж — зритель выпадет из повествования. Это и есть та творческая задача, которая перед нами стоит. Причем, такая задача стоит и на layout и на анимации. Монтажом на ассембле являются хукапы камеры.
Режиссер окончательно утверждает положение камеры и географии происходящего. Художником-постановщиком утверждается композиция. Наши герои обитают не посреди пустого пространства, они ходят по живописным просторам тайги. Поэтому нужно создать окружающую среду, которая будет соответствовать требованиям сцены.
Техническая
Необходимо все сделать грамотно и подготовить к рендеру. Мы очень внимательно отслеживаем техническую корректность материалов, передаваемых из отдела в отдел. Все проверки и «чистки» не делаются вручную. Мы бы не смогли сделать мультфильм, а занимались бы только «приборкой». Для этого у нас есть очень важные и нужные помощники — RnD отдел или отдел разработки. Коллеги обеспечивают производство инструментарием для качественного выполнения многих задач. Они разрабатывают и поддерживают различные технологии для повышения качества нашей работы. Очень большой пласт их работы заключается в поддержки технологии визуализации. Это сложный и тонкий процесс, необходимо постоянно его контролировать.
RnD занимаются облегчением выполнения задач и контролем их выполнения. Это все создает системный подход — возможность выполнять весь объем работ с меньшими ресурсами.
На этом этапе продакшн плавно перетекает в пост-продакшн. Об этом мы расскажем вам на следующей неделе.