Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) попросила главу рабочей группы госсовета по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции и мэра Москвы Сергея Собянина временно разрешить онлайн-продажу алкоголя. Об этом сообщает РБК со ссылкой на президента АКИТ Артема Соколова.
В ассоциации считают, что временная отмена запрета позволит людям сохранять самоизоляцию: перед праздниками в магазинах и торговых центрах увеличивается число покупателей, при этом в некоторых регионах сокращают часы работы ритейла, что приводит к «концентрации людей в сокращенное время работы».
«Наличие у покупателей возможности собрать онлайн полную корзину товаров, включая товары из алкогольного ассортимента, позволит перевести значительную часть клиентов на дистанционное обслуживание», — говорится в письме к мэру. По прогнозу АКИТ, полностью в онлайн могут перейти до 20% покупателей. Представитель сети «Магнит» рассказал изданию, что, по предварительным расчетам, при снятии ограничений на доставку оборот доставки мог бы вырасти на 15−20%.
Продажу алкоголя через интернет ограничили в 2007 году, после этого было несколько попыток снять запрет, отмечают в издании. В 2017 году Минфин подготовил законопроект, согласно которому дистанционная продажа алкоголя начнется в 2020 году, но он до сих пор не принят. Против этого традиционно выступает Минздрав, отрицательный отзыв на закон подготовило и МВД. В сентябре стало известно, что Минфин считает легализацию «неактуальной» и не будет выносить ее на рассмотрение в Госдуму.
Отслеживанием сайтов, продающих алкоголь, занимается Росалкогольрегулирование (РАР). По данным службы, в 2020 году количество подобных сайтов выросло на треть, до 5,3 тыс. Около 2,3 тыс. из них были заблокированы Роскомнадзором, 3 тыс. устранили нарушения. Летом этого года ФАС возбудила дело против дистрибьютора SimpleWine из-за рекламы доставки алкоголя. Однако в октябре служба прекратила рассмотрение дела, поскольку решила, что рассматриваемая информация не является рекламой.
«Этот рынок существует, маркетинговые затраты на продажи в интернете огромны, и без контроля в продажу зачастую может поступить произведенный непонятно кем алкоголь», — считает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. Он отмечает, что без легализации государство не может контролировать этот канал продаж.
В 2012 году Group-IB, специализирующаяся на кибербезопасности, оценила оборот теневого рынка продаж алкоголя в интернете в 2,5 млрд руб. Как поясняют в компании, рынок остался в прежних объемах в сравнении с 2019 годом из-за ограничений, связанных с пандемией и сокращением поставок на корпоративы, праздники и в небольшие питейные заведения и торговые точки.
Ранее Минцифры предложило разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств в онлайн-кинотеатрах и на ТВ. Против снятия ограничений по рекламе лекарств выступили Минздрав и ФАС. В Минздраве объяснили, что такие лекарства исключены из свободной продажи, поэтому реклама «не даст коммерческого эффекта».