Аптечные сети зафиксировали падение продаж не только дешевых лекарств, но и биологически активных добавок (БАД). Так, за десять месяцев 2019 года объемы реализации этой продукции увеличились только в высокой ценовой категории, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование DSM Group.
За это время в аптеках было продано 265,2 млн упаковок БАДов — на 0,3% меньше, чем годом ранее. Падение продаж добавок в натуральном выражении происходит второй год подряд. Так, в 2018 году в аптеках было реализовано 316,7 млн упаковок, что на 10% меньше, чем в 2017 году. При этом в денежном выражении объем продаж БАДов за январь—октябрь 2019 года продемонстрировал резкий рост. Так, за десять месяцев было продано добавок на 50,6 млрд руб.— на 14,9% больше, чем за тот же период 2018 года.
Такую динамику объясняют вымыванием из аптечного ассортимента дешевых БАДов в пользу дорогостоящего сегмента. Аптекам невыгодно закупать у производителей недорогие добавки и реализовывать их. По словам председателя совета директоров «Эвалар» Наталии Прокопьевой, ритейлеры заинтересованы в реализации высокомаржинального продукта. За десять месяцев 2019 года продажи «Эвалар» выросли на 0,8% в упаковках и на 12,4% в денежном выражении. Драйвером роста стала премиальная линейка, объем продаж которой в рублях увеличился на 278%.
Аналогичная ситуация происходит и в лекарственном ассортименте аптечных сетей. Так, в первом полугодии 2019 года препараты в ценовых сегментах от 50 руб. до 500 руб. впервые за три года продемонстрировали падение. Представители аптечной розницы объясняли такую ситуацию переходом дешевых лекарств в более дорогостоящий сегмент ввиду инфляции.
Ранее аптеки зафиксировали падение продаж и в нелекарственном сегменте. Так, объем реализации косметики впервые с 2015 года сократился на 0,3% — до 138,2 млн упаковок или 33,4 млрд руб. На этом рынке фармрозница конкурирует с супермаркетами, где аналогичную продукцию можно купить дешевле.