Продажи российского софта в потребительском сегменте оказались в 2,5−6 раз выше в первые пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, сообщают «Ведомости» со ссылкой на подсчёты Wildberries, «М.Видео-Эльдорадо» и Ozon. Лидерами продаж стали операционные системы «Ред ОС» и Uncom OS, пакет офисных приложений «Р7-офис», а также антивирусы Kaspersky и Dr.Web.
По данным источника издания в одном из крупных разработчиков, с начала 2023-го в России ежемесячно продаётся по 15 — 20 тыс. лицензий на отечественный софт различных категорий. Отдельно антивирусов каждый месяц реализуется по 100 тыс. штук, рассказал он. Схожую оценку продаж дал аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Он считает, что с начала года в рознице было продано около 1 млн лицензий на российский софт.
Спрос на отечественное программное обеспечение (ПО) наблюдается на фоне ухода с рынка иностранных поставщиков, отметил представитель Ozon. В Wildberries указали, что в этом году спрос в основном формировался за счёт антивирусов и продуктов для автоматизации предприятий.
За первые пять месяцев 2023-го спрос на отечественные решения на «Авито» вырос на 73% год к году. На антивирус Kaspersky приходится 69% от общего объёма спроса в категории антивирусов. В офисном софте растёт интерес к «Р7-офис», среди операционных систем (ОС) — на Astra Linux, отметили в «Авито».
Представитель разработчика «Р7-офис» рассказал изданию, что с начала года продажи на лицензии выросли в восемь раз. Доля скачиваний дистрибутива ОС с сайта составляет 30%, остальное — это покупки в офлайн-рознице, пояснил он. Количество установок решений «МойОфис» частными пользователями выросло вдвое в первой половине 2023-го по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, сообщил гендиректор компании Павел Калякин. По его словам, сейчас продукты для домашнего пользования скачали более 20 млн раз.
Замгендиректора «Ред софт» (создатель «Ред ОС») Рустам Рустамов заявил, что в январе — мае 2023 года действительно был кратный рост продаж год к году, включая розницу. Рустамов связывает это не только с возросшим спросом на российский софт, но и увеличением числа площадок розничной торговли. Кроме того, компания сотрудничает с китайскими брендами и продукция разработчика совместима с компьютерной техникой ушедших из РФ известных иностранных брендов, пояснил Рустамов.
У Dr.Web рост продаж с начала года держится в среднем на уровне 15−20%, отметила руководитель отдела по работе с партнёрами компании Светлана Теодорович. У «Лаборатории Касперского» продажи продуктов для домашних пользователей в России увеличились на 10% год к году, рассказал руководитель управления потребительского рынка компании в России и странах СНГ Сергей Пиккат-Ордынский.
Накануне в рамках ПМЭФ-2023 «Ростелеком» и «МойОфис» подписали соглашение о сотрудничестве. Компании будут совместно разрабатывать мобильные, стационарные и серверные программно-аппаратные комплексы на операционной системе «Аврора» для работы с документами и коммуникаций.