Число клиентов, сделавших покупки в московских магазинах зоотоваров, в апреле—мае было ниже на четверть, чем год назад. Падение спроса связывают как с дефицитом некоторых товаров, так и со стремлением россиян экономить, сообщает «Коммерсант».
Президент Национальной ассоциации зооиндустрии Кирилл Дмитриев отмечает, что в настоящее время наблюдается нехватка и дороговизна импортных специализированных кормов, продажи которых формируют до 80% доходов. Некоторые заводы, по его словам, отказываются работать с российскими ритейлерами из-за репутационных рисков. Данные о дефиците подтверждают и в Wildberries.
Однако более существенная проблема, по словам участников рынка, — возросшие издержки на доставку. Это уже привело к росту цен на конечную продукцию на 50−100%. В Focus Technologies отмечают рост среднего чека в магазинах товаров для животных примерно на 10%.
Консультанты рынка недвижимости отмечают, что в апреле—мае в крупных городах приостановлено открытие новых точек зоомагазинов. «Активнее всего развиваются небольшие корнеры в торгцентрах с нестабильным высокомаржинальным ассортиментом, в то время как востребованный у потребителей формат — магазины, совмещенные с ветеринарными аптеками и кабинетами», — отмечает управляющий партнёр «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов.
Гендиректор DNA Realty Алексей Белых ожидает, что ритейлеры в итоге смогут решить проблему с поставками импортных кормов, но для оптимизации издержек они будут вынуждены открывать торговые точки площадью до 150 м2.
По данным NielsenIQ, к началу 2022 года почти у 70% россиян были домашние животные. По итогам прошлого года продажи кормов для животных выросли на 11,9%. Однако геополитический кризис привел к сокращению расходов россиян и пересмотру трат. В NielsenIQ ожидают, что специализированной рознице придется переключиться на развитие собственных брендов.