Правительство России с некоторыми оговорками поддержало законопроект, позволяющий в 2024 году на 10 лет продлевать договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках или зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, замечания кабмина коснулись обоснования срока продления контрактов, выплаты компенсации владельцам рекламных конструкций, порядка индексации размера платежей. Кроме того, возникли вопросы к освобождению от уплаты государственной пошлины. Отзыв правительства опубликован в думской электронной базе данных. В целом оно поддержало законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
О сроках продления
Кабмин отметил, что указанный в документе срок продления на 10 лет «требует дополнительного обоснования и проработки», в том числе синхронизации с установленными в законе «О рекламе» сроками заключения таких договоров. В правительстве напомнили, что действующий закон предусматривает возможность заключения контрактов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок не менее чем пять лет и не более чем десять лет.
Помимо этого, указанное предложение проекта требует «изучения и учёта ситуации», связанной с порядком выплаты компенсации владельцу рекламных конструкций при их исключении из схемы размещения, в том числе при изменении улично-дорожной сети, реконструкции и других обстоятельствах, «поскольку законопроект может приводить к необоснованной нагрузке на бюджеты».
Госпошлина, индексация платежей и задолженность по контракту
Согласно законопроекту, пролонгацию срока действия контрактов предлагается проводить без уплаты государственной пошлины, но с введением ежегодной индексации размера платежей по дополнительному соглашению на размер уровня инфляции. Помимо этого, оператор должен взять на себя обязательство по размещению социальной рекламы и рекламы особой общественной значимости в размере 10% от всего годового объёма распространяемой рекламы.
«С учётом длительности срока, на который предлагается заключать дополнительное соглашение, предложение о возможности заключения такого дополнительного соглашения без уплаты государственной пошлины представляется необоснованным», — высказался кабмин об уплате госпошлины.
В части индексации размера платежей на уровень инфляции кабмин подчеркнул, что даже с учётом такой корректировки размер платежей по договорам «может быть существенно ниже их рыночных значений». «В том числе принимая во внимание, что в ряде случаев начальная цена по таким договорам при проведении торгов увеличивается в десятки раз. Таким образом, вопрос ежегодной индексации размера платежей по договору требует дополнительной проработки», — указано в отзыве.
Также правительство настаивает на том, что обязательным условием реализации права на продление госконтракта должно стать отсутствие задолженности по нему, в противном случае будет нарушен принцип добросовестного исполнения обязательств.
Новый термин
Кроме того, как указали в кабмине, законопроектом вводится отсутствующее в законе «О рекламе» понятие рекламы, представляющей «особую общественную значимость», объём которой суммарно с социальной рекламой должен составлять не менее 10% от объёма всей рекламы.
«Использование терминологии, отсутствующей в действующем законодательстве, недопустимо, при этом представляется важным закрепление повышенного объёма социальной рекламы», — отмечается в отзыве.
В целом правительство поддерживает законопроект, но при условии его доработки ко второму чтению. В первом чтении законопроект планируется рассмотреть 20 марта, следует из карточки документа в думской электронной базе данных.
Законопроект о продлении госконтрактов на размещение наружной рекламы внесла в Госдуму группа депутатов от разных фракций 22 февраля. Участники и эксперты рекламного рынка отметили, что предложенные депутатами меры стабилизируют рынок и дадут возможность операторам сосредоточиться на развитии, вкладываясь в собственную инфраструктуру, импортозамещающие производства и технологии.