Некоммерческие организации с началом пандемии оказались в тяжелой ситуации — наступил экономический кризис, финансовые поступления от бизнеса значительно сократились. Поэтому компания Проект 111, занимающаяся поставками мерча и бизнес-подарков, решила поддержать НКО другим способом — своими товарными ресурсами. Как была реализована эта задача, рассказала команда «Проекта 111».
Мерч для 27 проектов
Акция #мерчзадобро была приурочена ко дню рождения компании 27 мая. Мы объявили конкурс на лучший мерч для НКО и получили на него 150 заявок. Из них мы выбрали 27 проектов, на основе которых потом разрабатывались уникальные коллекции одежды, сумок, зонтов и прочих аксессуаров.
Андрей Дегтяренко, основатель компании «Проект 111»:
Было непросто выбрать, но мы постарались охватить как можно больше социальных сфер: поддержку культуры, экологии, животных, больных детей, пожилых людей, образования и волонтерства. При выборе проектов мы также ориентировались на то, чтобы охватить как можно больше регионов.
Реализация: от идеи и товаров до создания айдентики
Всего для НКО было изготовлено 4,5 тыс. единиц брендированных вещей общей стоимостью 3 млн рублей. Среди победителей — как известные фонды, такие как «Ночлежка» и AdVita, так и небольшие проекты — «Лавка радостей», «Улица мира», «Чистый Север — чистая страна» и другие.
С каждым из 27 совершенно разных проектов был пройден путь от идеи, выбора товаров, разработки макетов до печати и доставки. Некоторым проектам, у которых не было визуальной айдентики, даже пришлось разработать логотипы.
В реализации кейса были и проблемы. Главная — сроки. Изначально мы хотели закончить работу к концу лета. С сентября в отрасли бизнес-подарков начинается новогодний сезон, и все подразделения сосредоточены на коммерческих заказах — для сайд-проектов просто нет места в очереди на печать. Но некоторые НКО не смогли вовремя определиться с мерчем, согласовать продукцию и макеты. Можно было указать на правила акции, но как-то морально не поднялась рука, поэтому все растянулось до октября. Зато удалось сделать все до единого мерчи.
Итоги и выводы
Социальные проекты полезны не только для общества, но и для самой компании, ее команды. Делая что-то важное, коллектив по-новому смотрит на свою работу, на товар, который продают. Например, когда узнаешь, что термокружки чуть ли не спасают жизни, как-то даже не по себе становится. Так, в связи с пандемией в апреле-мае донорство крови упало почти до нуля, первые недели некоторые клиники держались на крови медперсонала. Тогда запустили масштабную кампанию по привлечению доноров, привозили людей автобусами, дарили подарки. Конечно, не из-за подарков доноры ехали, но когда человек обязан сидеть на самоизоляции и плюс боится заразиться в больнице, картинка, где живые люди фотографируются с материальными предметами в центре переливания, расслабляет, и место сразу кажется безопасным.
#мерчзадобро — не первая и не единственная благотворительная программа компании. Есть целое направление по регулярному производству и реализации мерча для проектов «Антон тут рядом», «Легко-Легко», «Дети Павловска». Мерч вообще для социальных инициатив — эффективный инструмент, который нужно всячески развивать. Человеку психологически легче купить товар с благотворительной составляющей, чем сделать прямое пожертвование. А интересный мерч еще и работает на узнаваемость НКО и привлекает новую аудиторию.
Отзывы участников
Основатель АНО «ЛенЗдравКлоун» Дарья Зарина заявила, что мерч — это то, на что у НКО вечно не хватает ресурсов, особенно сейчас, когда все просели из-за карантина. «Но каким нужным он оказывается, когда появляется!» — сказала Зарина.
Дарья Зарина, основатель АНО «ЛенЗдравКлоун»:
Мы прям командой себя снова почувствовали, когда переехали со всем клоунским реквизитом в брендированные рюкзаки — и только в этот момент поняли, насколько нам этого не хватало. А теперь еще и радуемся каждый раз, когда друзья «ЛенЗдравКлоуна» постят фоточки с нашими зонтиками в Instagram, и ждем не дождемся окончания карантина, когда сможем принести подарочки в больницы. Иногда понимаешь, как сильно устал и нуждался в поддержке, только когда тебя поддержали.
Александр Козлов, менеджер магазина фонда Ройзмана, считает, что для социальных проектов в условиях пандемии очень важна поддержка — не только материальная, но и информационная. Мерч, по его словам, выполняет как раз две функции: с одной стороны, он может обеспечить организации дополнительный источник дохода и сделать ее более устойчивой, а с другой, мерч — отличный способ долгосрочной коммуникации с аудиторией.
Александр Козлов, менеджер магазина фонда Ройзмана:
Многие организации не обладают большими ресурсами и сталкиваются с трудностями при запуске новых непрофильных направлений. Здесь помощь профессионалов и экспертов, таких как «Проект 111», неоценима. Ведь важна не только ресурсно-материальная помощь, но и экспертная поддержка в реализации идей.
Марина Францева, соучредитель «Фонда Доноров»:
Нас часто спрашивают, зачем мы дарим донорам подарки, ведь донорство — акт безвозмездный. Безусловно, это так, и мы с коллегами всячески поддерживаем этот принцип. Однако мы считаем, что маленькие сувениры донорам — это такие приятные сюрпризы и знаки внимания, которые могут, в нужный момент попавшись на глаза, напомнить о том, что пора сдавать кровь.
Также Францева добавила — если подарки еще и практичные, то человек, используя их, показывает окружающим, что он донор, а это помогает фонду нести идеи донорства в массы.
Маргарита Ребецкая, руководитель инклюзивного проекта «ВзаимоДействие»:
Очень здорово, когда те, кто находит в себе ресурс и желание поддержать тех, кому это необходимо, делают это не из сострадания, а из желания поделиться своим счастьем. Мы очень благодарны за такую важную акцию в поддержку некоммерческих проектов и надеемся, что это будет отличным примером для других коммерческих компаний, которым важны события со смыслом.