Многие агентства часто привлекают студентов и молодых специалистов на стажировки, особенно в летний период. На первый взгляд, может показаться, что компании набирают стажеров только с целью разгрузить имеющийся штат и передать не столь важные монотонные задачи в руки молодежи. Однако, если более детально углубиться в вопрос, становится понятно, что процесс организации программы стажировки — это большой вклад как временных, так и финансовых ресурсов агентства. Однако, насколько это выгодно для компании? Александра Дробышева, CEO коммуникационного агентства HINT , вместе с членами SMALL Agencies Hub обсудили, какие форматы стажировок практикуют в агентствах, разобрали плюсы и минусы, а также выяснили, насколько программа стажировок выгодная инвестиция.
Какие бывают стажировки
Обычно форматы стажировок варьируются от стандартных летних практик, до более углубленных образовательных проектов. Чаще всего на стажировки привлекаются студенты последних курсов, которые хотят получить практический опыт перед тем, как выйти на фуллтайм работу.
- Летняя стажировка
В рамках подобных стажерских программ студенты в течение летнего сезона погружаются в рабочий процесс компании, всегда имеют дело с реальными бизнес-задачами и вникают в профессию под тщательным руководством более опытного ментора. По окончанию стажировки обязательно проводится ревью и сбор обратной связи от стажера. В таком случае это всегда win-win ситуация как для молодого специалиста, который сможет узнать о своих сильных и слабых сторонах, так и для бизнеса, который сможет учесть комментарии и предложения молодого специалиста для дальнейшего усовершенствования программ стажировки.
- Образовательные проекты
Некоторые агентства перешли от стандартных программ к более углубленным проектам по взращиванию кадров. Так, коллеги из Rassvet.digital подошли к реализации программы стажировки комплексно и создали PR-акселератор — микс из стажировки на реальных проектах и обучающей программы по digital PR. Как отмечает Светлана Ерохнович, основательница агентства Rassvet.digital, они строят систему.
Светлана Ерохнович, основательница агентства Rassvet.digital:
Обучение длится 2 месяца, в год мы выпускаем 4 потока. Поскольку участие в проекте проходит на конкурсной основе, мы отбираем десяток самых сильных и подающих надежды ребят. После каждого выпуска в «Рассвете» остаётся по 3−5 сотрудников уровня junior/middle, остальные получают офферы в дружественные компании и агентства. В результате, у нас нет никаких других каналов привлечения кадров, кроме акселератора. Проект знают на рынке и постоянно обращаются к нам за выпускниками. А мы растим сотрудников «под себя», внедряя ДНК «Рассвета» и влюбляя в агентство с первого дня.
Не все агентства готовы систематически вкладывать ресурсы в развитие студентов. Так, Дарья Мурашкина, основательница агентства IDEAS, рассказала, что они берут стажёров на практику в частных случаях, после предварительно проведенного собеседование, где оценивается потенциал кандидата. Причины — ресурсов для онбординга стажёра уходит столько же, как и для основного сотрудника. И ещё одна причина: у hr-политики IDEAS фокус нанимать профессионалов с опытом.
Плюсы и минусы программ стажировок для агентств
Как и у медали есть две стороны, так и у программ стажировок есть свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах, то точно следует отметить свежий незашоренный взгляд студента, у которого энергия на максимуме, а любопытство не дает ему покоя. Энтузиазм у нас в агентстве ценится бесконечно, поэтому мы всегда рады молодым креативным головам. К тому же, стажеры позволяют разгрузить штатных сотрудников, помочь в решении несложных, но трудоемких клиентских задач и в целом быть дополнительными руками, готовыми браться за работу.
Как правильно отметила Сима Мусатова, основательница коммуникационного агентства Lumo, кандидат психологических наук, доцент ГУУ: «для агентств это возможность взрастить классного сотрудника под себя и свои задачи. Кроме того, стажеры смотрят на решение каких-то вопросов под другим углом, — от них можно узнать про последние тренды Tik Tok или популярных инфлюенсеров. Плюсом является и то, что молодые специалисты быстрее справляются с некоторыми задачами, например, заполнением таблиц или освоением новой социальной сети».
Даниил Дымшиц, основатель PR-агентства Пиархаб, дополняет, что стажировки помогают получить большой пул откликов — в отличие от обычной позиции пиарщика, на которую откликаются уже люди с опытом, студенты и неопытные ребята не переживают отправить резюме на стажировку, чтобы попытать удачу — в результате, заявок получается очень много. Далее, задача HR — на этапе тестового задания или первой встречи отсеять самых HiPo-людей, которые пока не получили нужные скиллы, но готовы расти и обучаться здесь и сейчас.
Несмотря на все плюсы, в подобных обучающих мероприятиях есть и свои минусы. Набор и развитие стажеров в компании — это, во-первых, финансовые затраты. В зависимости от условий труда, они варьируются, но в любом случае, это затраты без гарантии окупаемости. Во-вторых, время — вы жертвуете своим или временем ваших сотрудников для обучения, менторства и контроля подопечного. Иногда бывают не совсем талантливые стажеры, что неприятно, потому что затраченные ресурсы просто сгорают.
Основная проблема стажерских программ — количество ресурсов, которое нужно потратить на посев вакансии-стажировки, на скрининг всех кандидатов, и, конечно, на построение жизнеспособной системы, при которой стажер не сможет разрушить клиентские проекты, но при этом не останется работать в песочнице на выдуманных кейсах.
Полина Тараненко, основательница агентства Led PR, отмечает также немаловажные минусы:
- риск недолгосрочных взаимоотношений;
- сложности в фиксации NDA, что сводит бизнес-задачи стажёров к минимуму, и обычно демотивирует стажера, поэтому даже после практики остаются работать не все и факт;
- минимальная зарплата стажеров — это тоже является своего рода демотивирующим фактором.
Во избежании подобных ситуаций Екатерина Панова, управляющий партнер коммуникационного агентства Plan the Best, силы и время вкладывает в обучение специалиста без опыта и ищет имена на рынке. А для не продолжительной и несложной работы использует онлайн-сервисы, которые заменяют череду стажеров.
Где искать стажеров
С плюсами и минусами стажерских программ разобрались, а теперь выясним, где в случае необходимости искать молодые кадры.
- Сарафанное радио
С наступлением каникул желающих быть полезными становится больше, поэтому уточните у ваших знакомых, друзей и коллег. Скорее всеговы найдете необходимого кандидата в краткие сроки, потому что этот способ поиска, безусловно, один из действенных.
- Специальные порталы
Не секрет, что существует много рекрутинговых порталов (HH, SuperJob, Career.ru), сообществ в Вконтакте и Telegram-каналах, где можно найти подходящего для вас кандидата. Однако именно молодых специалистов лучше искать на Grintern или на сайте «Вакансии для хороших людей».
- Ярмарки вакансий
Многие учебные заведения несколько раз в год проводят подобные ярмарки для своих студентов. Часто мероприятия сопровождаются образовательной программой, в которой вы как спикер можете принять участие и рассказать об открытых стажировках.
- Партнерство с вузами
Одним из эффективных вариантов, на наш взгляд, является долгосрочное партнерство с вузами. Добиться подобного сотрудничества можно через преподавательскую деятельность или разовые мастер-классы. По опыту, такие мероприятия очень интересны и вузам, которые открыты к сотрудничеству с экспертами-практиками, и студентам, которым хочется обучаться на реальных кейсах.
Что думают о стажировках в агентствах сами студенты
Как отмечает Яков Миневич, руководитель студенческого агентства cultcomms и заведующий кафедрой рекламы и PR Московского государственного института культуры, в первую очередь, для студентов стажировки полезны тем, что дают навык общения с людьми, возможность понаблюдать за коммуникациями между сотрудниками изнутри. После прохождения стажировки появляется понимание, что такое агентство, в чём люди ходят на работу, как они выстраивают рабочий день, как общаются с начальством и так далее. «Для студентов важно проходить стажировки ещё потому, что пропадает чувство страха. Ты меньше волнуешься на собеседованиях, потому что думаешь, что теперь вот какой крутой специалист с кучей благодарственных писем после стажировок» — отмечает он.
Подводя итог и отвечая на вопрос, насколько программа стажировок хорошая инвестиция для агентств, важно подчеркнуть, что нельзя инвестировать наугад — необходимо определиться со стратегией. Успех ваших инвестиций зависит и от вас в том числе. Инвестируйте на долгий срок и обязательно диверсифицируйте свой портфель, привлекая молодых специалистов с разными компетенциями и бэкграундом.