Крупнейшие производители продуктов просят правительство прекратить практику перепродажи торговыми сетями небольшим магазинам продуктов, полученных от производителей со скидкой до 50%, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на соответствующее письмо «Русбренда», «Руспродсоюза», Союза производителей алкогольной продукции и др. к вице-премьеру Дмитрию Козаку.
Как отмечается в письме, ряд противоречий в отношениях с ритейлерами уже имеет или принимает антагонистический характер и требует участия государства в установлении баланса интересов. В перечень предложений производителей, в частности, вошел запрет сетям заниматься перепродажей товара в оптовом и мелкооптовом сегментах.
Как поясняют поставщики, получая скидки 30−50% от цены поставки, сети перепродают этот товар оптом и мелким оптом. В итоге ритейлеры захватывают сегмент несетевой торговли, что позволяет им увеличивать долю на рынке в обход ограничения в 25% для каждого муниципалитета.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков подчеркивает, что поставка товара по каналу, который не был согласован сторонами, «является недобросовестной практикой». Глубокая скидка могла бы стать стимулом к повышению продаж, но в данном случае она не доходит до покупателя. Кроме того, это создает несправедливые условия работы для независимых дистрибуторов и негативно отражается на поставщиках, большую часть доходности которым приносит именно работа с альтернативной розницей.
Практика перепродаж широко распространилась у крупнейших сетей в последние пару лет как способ поддержания объемов продаж на стагнирующем рынке, утверждают производители. Сегодня оптовая программа есть у «Магнита», который открывает магазины под брендом «Магнит-опт», где предлагается более 1,5 тыс. товарных позиций. Продажу товаров оптом предлагает и «Лента».
Глава Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет X5, «Магнит» и др.) Сергей Беляков в свою очередь считает, что подобного рода предложения ставят под удар само понятие свободы предпринимательства: «Развитие такой логики выводит нас, например, на вопросы о выходе производителей в розничный бизнес путем открытия фирменных магазинов».