"Вечная блокировка", как и предупреждали эксперты, знакомые с особенностями функционирования интернета, кардинально не сказалась на аудитории Rutracker.org, самого известного в России торрент-трекера. Теперь чиновники и лоббисты просто не знают, что делать дальше: прежние заявления о скорой победе над пиратами, очевидно, не оправдались. Более того, после блокировки Rutracker.org больше не будет удалять раздачи по запросу правообладателей, что может способствовать росту его популярности.
По данным LiveInternet, число просмотров и посетителей Rutracker.org после "вечной блокировки" колебалось в пределах месячной нормы. Решение Мосгорсуда о пожизненной блокировке ресурса вступило в силу 22 января, 25 января провайдеры начали перекрывать доступ к ресурсу, а 27 января Роскомнадзор отчитался об исполнении судебного решения. Ведомство сообщило, что 94% операторов связи блокируют нарушителей авторских прав «в полном объеме».
Изменения аудитории RuTracker можно проследить по счетчику LiveInternet. В прошлую среду общее число посетителей составляло 1,135 млн, в пятницу - 1,274 млн, в понедельник - 1,137 млн, в среду - 861,56 тысячи. Таким образом, за неделю посещаемость сайта снизилась на 24%. Ниже миллиона этот показатель падал только накануне нового года и 1 января. Однако, учитывая массовость блокировки, RuTracker отделался сравнительно легко.
Помимо RuTracker в постоянную блокировку отправлено 13 пиратских сайтов: bigcinema.tv, kinozal.tv, rutor.org, bobfilm.net, dream-film.net, kinokubik.com, kinobolt.ru, seedoff.net, torrentor.net, tushkan.net, tvserial-online.net, wood-film.ru, kinovo.tv.
Типичная реакция интернета на "вечную блокировку" Рутрекера
В декабре руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что трафик заблокированных сайтов значительно снизится, поскольку 95% граждан не пользуются инструментами обхода блокировки. Однако чиновник не учел, что торрент-трекеры основательно подготовятся.
Администраторы RuTracker и других сайтов подробно расписали методы обхода блокировки. Кроме того, RuTracker помогла узнаваемость бренда. Непопулярные порталы скоро столкнутся с весьма существенной утечкой пользователей, сообщил «Ведомостям» руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк.
Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский предлагает судить о реальном падении посещаемости месяца через три. По его мнению, первые несколько дней и недель будет действовать «эффект Барбры Стрейзанд» - пока о блокировке RuTracker пишут СМИ, пользователи заходят на ресурс, чтобы проверить, заблокирован он или нет.
Оценить потери можно будет, когда на ресурсе останутся постоянные посетители, которые заинтересованы в использовании сайта даже после блокировки. Ампелонский не считает обход блокировок незаконным. «Мы относимся спокойно к тому, что пользователи используют VPN, прокси-серверы, анонимайзеры и так далее», - заявил он в эфире телеканала РБК.
О популярности VPN свидетельствует рост посещаемости RuTracker из других стран. Например, число посетителей из Нидерландов и Германии увеличилось почти в 2 раза (+93 и +75%). Пользователи научились заходить на заблокированные ресурсы с помощью сервисов, которые перенаправляют на иностранные IP-адреса. Удержать аудиторию RuTracker может и благодаря новой политике взаимодействия с правообладателями - ресурс закрыл для них возможности удалять раздачи.
Некоторые эксперты говорят о том, что новая политика даже выгодна торрентам: теперь у них нет никаких причин идти навстречу правообладателям.
Интернет-аудитория разделилась на две не равные части: за поддержку вечной блокировки выступают представители правообладателей, околоотраслевые функционеры, близкие к ним журналисты и, конечно, чиновники профильных ведомств. Против - все остальные, включая не только рядовых пользователей, но и СМИ: разгромные статья на тему "вечной блокировки" появились в целом ряде изданий, например, в "Новой газете". Соцсети заполнены коллажами и фотожабами на тему эффективности борьбы с торрентами.
Между тем, не стоит забывать, что отсутствие весомых результатов после введения "вечных блокировок" торрент-трекеров может ударить по рекламной отрасли. Чиновники могут вновь попытаться воздействовать на агентства, рекламные сети и, самое неприятное, непосредственно рекламодателей, размещающих рекламу на пиратских ресурсах. Такие заявления были озвучены чиновниками и лоббистами правообладателей не так давно, и они опять могут вернуться к прежней риторике.
Несмотря на то, что на данный момент размещение рекламы на пиратских сайтах не является нарушением закона, вполне вероятно, что лоббисты от индустрии будут проталкивать идею ввести соответствующий запрет на законодательном уровне через свои связи в профильных ведомствах. А это значит, что GR-комитетам рекламных ассоциаций, прежде всего АКАР и Русбренда, следует обратить внимание на этот вопрос.