Invitro, «Хлебничная» и «Скалалэнд» возглавили рейтинг лучших франшиз в России по версии портала о франчайзинге TopFranchise.ru. В него вошли 137 отечественных компаний, которые предоставили данные. Для объективной оценки эксперты выделили три лиги, франшизы в которых различаются возрастом компании, сроком развития и количеством франшизных точек. Sostav опубликовал списки победителей.
Методология рейтинга
Для составления рейтинга учитывались результаты работы за 2022 год. К разработке методологии портал пригласил крупных франчайзеров и экспертов рынка. В рабочую группу вошли представители компаний «Гемотест», «Шоколадница», Invitro, «Братья Чистовы», MyBox, «Зенит-Чемпионика», а также Российской ассоциации франчайзинга.
В ходе разработки методологии эксперты определили критерии, по которым можно судить о качестве конкретной франчайзинговой модели: количество заключенных договоров, возраст бизнеса, количество точек у одного франчайзи, возраст работы по франшизе, регистрация торговой марки в Роспатенте, наличие собственных точек, наличие собственных IT-систем автоматизации бизнеса, программ обучения, количество точек, открытых за рубежом, количество открытых точек у одного партнера и другие.
Важным критерием оценки стали отзывы действующих франчайзи — франшизы добровольно предоставляли контакты своих партнеров, чтобы они могли пройти опрос и оценить франшизу по нескольким параметрам, в частности, уровню оказанной поддержки, окупаемости, прибыльности и так далее. Такой опрос открывает настоящее положение дел у партнеров франшизы и позволяет честно оценить, действительно ли компания помогает своим франчайзи на старте, действительно ли они зарабатывают и хотят продолжать сотрудничество.
Три лиги франшиз — три уровня надежности
В процессе разработки методологии рейтинга участники рабочей группы пришли к выводу, что невозможно одинаково оценивать франшизы, которым 10 лет и которым три года, у которых 100 франчайзинговых точек и у которых их всего 10. Так появились три лиги франшиз, аналогичные уровням инвестиционного риска. Франшизы в лигах различаются возрастом компании, сроком развития по модели франчайзинга и количеством франшизных точек.
«Лига А» — франшизы, проверенные временем
В эту лигу вошли компании, которые открыли первую точку по франшизе более пяти лет назад и на данный момент имеют 20 или больше франчайзинговых точек. Торговый знак франшизы зарегистрирован в Роспатенте.
- Invitro — франшиза лабораторной диагностики.
- «Хеликс» — франшиза диагностического центра.
- «Бэби-клуб» — франшиза детских клубов и садов.
«Лига B» — франшизы с уверенным развитием
В эту лигу входят франшизы, которые открыли первую точку по франшизе более пяти лет назад и на данный момент имеют от 10 до 19 франчайзинговых точек. Или те, которые открыли первую точку по франшизе от двух до четырёх лет назад и на данный момент имеют более 10 франчайзинговых точек. Торговый знак франшизы зарегистрирован в Роспатенте.
- «Хлебничная» — франшиза пекарни.
- Schoolford — франшиза школы скорочтения.
- «Брецель» — франшиза пекарни ремесленного хлеба.
«Лига С» — перспективные новые франшизы
Новички на рынке франчайзинга. В эту лигу входят франшизы, которые открыли первую точку по франшизе не менее одного года назад и на данный момент имеют хотя бы одну франчайзинговую и одну собственную точку (или три собственные точки). Торговый знак франшизы может быть зарегистрирован в Роспатенте или находится в процессе регистрации — и это подтверждено документом.
- «Скалалэнд» — франшиза семейных центров приключений.
- «Тесла» — франшиза клуба робототехники и программирования.
- Coffee Combo — франшиза кофейни.
Задача рейтинга — показать честных франчайзеров
Доступ к данным, которые франшизы предоставляли для участия в рейтинге (время регистрации компании, количество заключенных договоров коммерческой концессии и другие), получили все его участники. В процессе сбора информации в Topfranchise.ru поступило несколько обращений от участников о том, что их коллеги предоставили неверные данные для анализа. Все случаи были и будут расследованы, а данные проверены. Такая практика в дальнейшем позволит сделать рынок максимально открытым.
Виктор Большаков, сооснователь и руководитель портала, автор аналитической платформы по франчайзингу:
В нашем списке в этом году 137 франшиз — это хорошо, но недостаточно, так как на рынке сейчас более двух тыс. компаний, которые так или иначе развиваются по франчайзингу. Так что мы продолжим развивать методологию и нашу аналитическую платформу, чтобы участие в рейтинге было интересно всем франшизам.