Средний чек заведений общественного питания за год почти не изменился, несмотря на то, что россияне стали чаще ходить в рестораны. Стремящиеся экономить посетители все более придирчиво смотрят меню, отказываются от алкоголя и прохладительных напитков, ждут скидок и спецпредложений, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследования NPD.
С января по октябрь 2018 года средний чек в кафе и ресторанах крупнейших городов России вырос лишь на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 265 руб. на человека. При этом общее количество визитов в кафе и рестораны выросло на 5%. Такой скромный рост, по расчетам аналитиков, произошел вопреки общему росту цен: средняя стоимость одной позиции в меню за десять месяцев увеличилась на 3,5%, а общие расходы в заведениях общепита — на 5,6%.
Падение произошло за счет снижения по итогам первых десяти месяцев общего числа позиций в чеке на 2,5% (до четырех). В первую очередь посетители сокращают потребление напитков: доля алкоголя в общем объеме заказов за десять месяцев года сократилась на 4%, минеральной воды — на 5%, всех прохладительных напитков — на 3%. Перераспределение произошло в пользу основных блюд — их доля увеличилась на 5%.
С тенденцией соглашается и учредитель Gryaznov Restgroup (бренды «Дубинин», «Эль Торро», «Пражечка») Андрей Грязнов. Он отметил, что средний чек в заведениях в этом году сократился в среднем на 10−15%.
«Стали значительно меньше заказывать вина по бутылкам и дорогой крепкий алкоголь, а в пивных заведениях, где раньше 60% чека формировала еда, а 40% — алкоголь, эта пропорция стала обратной», — объясняет он, добавляя, что посетители начали внимательнее читать меню и с настороженностью относятся к новым блюдам.
Единственным растущим сегментом рынка по-прежнему считается фастфуд, который привлекает посетителей большими порциями и выгодными комбо-предложениями по доступным ценам. Число позиций в чеке здесь увеличилось на 1%, а посещаемость ресторанов выросла на 13%. Этот сегмент называют перспективным и участники рынка. Совладелец сети Black Star Foods Юрий Левитас рассказывает, что его сеть рассчитывает искусственно снизить средний чек, введя в меню более доступные позиции, тем самым переманивая аудиторию популярных сетей быстрого питания.
Еще один популярный способ посетителей общепита сэкономить — скидки и промоакции. На них сейчас суммарно приходится 17% ресторанного трафика, они же обеспечили 65% от общего объема роста рынка в этом году. Главными пользователями комбо-предложений и промоакций названы мужчины в возрасте от 35 до 44 лет, а больше всего таких визитов демонстрируют заведения фастфуда. Такой тренд характерен не только для российского, но и для всех мировых рынков.