Роскачество опубликовало сообщение, в котором подробно рассказало, какую информацию должна содержать маркировка пищевых продуктов. Оно появилось на официальном сайте ведомства.
В обязательном порядке на этикетке продукта должны быть указаны: наименование пищевой продукции, состав, количество, дата изготовления, срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации или ограничения по использованию, показатели пищевой ценности, состав о наличии ГМО, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.
Название продукта («Солнышко», «Нежность» и подобные) должно располагаться как можно ближе к его наименованию («хлебобулочное изделие» или «фарш говяжий рубленый»). В наименовании указываются и физические свойства продукта или способы обработки: «восстановленный» (сок), «копченое» (мясо), «молотый» (перец).
При перечислении ингредиентов на первом месте указывается тот, массовая доля которого больше, а дальше — в порядке убывания. А вот фрукты (включая ягоды), овощи (включая картофель), орехи, злаки, грибы, пряности, специи могут перечисляться в любой последовательности. У потребителей почти не возникает проблем с указанием веса на этикетках, но есть отдельное пожелание: на этикетках продуктов, хранящихся в жидкости (например, сельдь в уксусе или оливки в рассоле), производитель обязан указать вес общей массы и отдельно вес массы продукта без жидкости.
На упаковке обязательно должны быть символы единого знака обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза.
Знак «Из нетоксичного материала» говорит о том, что материал для упаковки безопасен для человека, может использоваться для пищевых продуктов. Аналогичный знак, но перечеркнутый крест-накрест говорит о том, что материал упаковки предназначен для непищевой продукции.
Кодировка для пластика, которая сообщает о степени безопасности материала и возможность его утилизации.
1, PETE или PET — Безопасный пластик, используется для производства пластиковых бутылок, можно хранить еду и напитки. Легко утилизируется, но повторно использовать нельзя.
2, HDPE или PE-HD — Более жесткий полиэтилен, чем предыдущий, но также безопасен для здоровья. Из него делают контейнеры для еды. Подлежит вторичной переработке.
3, V или PVC — ПВХ для технических и бытовых целей. Используется в производстве оконных рам, пластиковых труб, сумок, скатертей. Он непригоден для хранения пищевых продуктов. Вторичной переработке не подлежит.
4, LDPE — Полиэтилен с низкой плотностью. Из него делают тонкие пакеты для мусора, пленку для дисков. Он безопасен для здоровья и может использоваться в пищевой промышленности.
5, PP — Этот полипропилен безопасен для пищевых продуктов, но опасен для хранения любых спиртосодержащих продуктов. Перерабатывается не во всех городах России.
6, PS — Из такого полистирола делают пищевую пленку, контейнеры для мяса, игрушки, одноразовую посуду, стаканчики для йогуртов. Широкий спектр применения говорит о его безопасности для здоровья, однако он считается главной угрозой для окружающей среды из-за проблем с утилизацией.
На этикетке можно указывать сведения о том, согласно какому документу произведена продукция: ГОСТ или ТУ, товарный знак, сведения об обладателе товарного знака, знак добровольной сертификации и прочие. Информация на этикетке должна быть доступна к прочтению на протяжении всего срока годности, не стираться и не смываться.
ГОСТ Р 51074−2003:
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
В 2018 году Таможенный союз указал критерии легкочитаемости и понятности текстов на этикетке. Тексты должны быть набраны разборчивыми шрифтами, контраст между цветом фона и цветом нанесенной на него информации должен быть четким, чтобы покупатели с нормальным зрением могли прочитать его без увеличительного стекла. Размер шрифта должен составлять не менее 2 мм — наименование продукции, ее количество, — и 0,8 мм — дата изготовления, срок годности, состав, условия хранения, показатели пищевой ценности, рекомендации и (или) ограничения по использованию и приготовлению, наименование и место нахождения изготовителя.
Алексей Крыгин, дизайнер крупного хлебокомбината:
Требований по оформлению очень много. Маркетологи дают дизайнерам инфокарты товаров с большим объемом информации, которую нужно не просто уместить, но и сделать максимально привлекательной, с использованием цветовой гаммы бренда. Более того, этикетка сегодня — это не только набор данных. При желании производитель может превратить ее в знак отличия оригинальной продукции от фальсификата. Почти всегда приходится идти на компромисс — вмещать весь необходимый текст, но при этом уменьшать размер шрифта.
Роскачество напомнило, что наличие штрихкода не говорит о том, что перед покупателями оригинальный продукт, а его отсутствие не означает обратного. Больше информации, чем в штрихкоде, содержится в QR-коде.
Дмитрий Востриков, исполнительный директор «Руспродсоюза»:
Нанесение QR-кодов пока не является обязательным для производителей продуктов питания. В экспериментальном режиме применение QR-кодов на упаковках молока и воды начнется с 1 января 2020 года.
Еще один тип обязательной информации на упаковке относится к особо важной. Это наличие кофеина, потенциальных аллергенов, добавок и красителей.