Число заявок на товарные знаки в России от иностранцев с начала года упало на 16%. Такого спада не было ни разу за последние пять лет, сообщает РБК со ссылкой на данные Роспатента.
Одновременно со снижением активности иностранцев по регистрации товарных знаков выросло число заявок от российских резидентов — на 14,8%. Совокупное количество при этом планомерно растет: если с января по август 2018 года их было подано 48,4 тыс., то в этом году за тот же период — уже 70,6 тыс., из которых российских 55,8 тыс., а иностранных — 14,8 тыс. На конец августа 2022 года соотношение подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков от российских и иностранных компаний составило 79 на 21%, за аналогичный период прошлого года соотношение было 70 на 30%.
В этом году больше заявок поступило на регистрацию товарных знаков в категории программного обеспечения, электроники и смартфонов, популярнее стала категория фармацевтики.
Среди иностранных заявок лидером является Китай, на страну приходится 11% заявок. На втором месте оказались США (6,7%) и Корея (2,4%), а замыкают пятерку Белоруссия и Германия. За год география ведущих стран-заявителей поменялась: годом ранее лидерами также были КНР и США, которые практически поровну делили долю почти в 20% в числе всех иностранных заявок. За ними шли Германия, Франция и Италия с долями 4−5% от количества иностранных заявок.
Глава Роспатента Юрий Зубов считает, что сокращение присутствия западных компаний на российском рынке «открывает отечественным предприятиям новые возможности: они могут занять освободившиеся ниши, эффективнее бороться с конкурентами, активнее продвигать свою продукцию». Сегодня, по данным Роспатента, в России зарегистрировано и охраняется почти 800 тыс. товарных знаков, из них 136 тыс. зарегистрированы иностранными компаниями.
Эксперты объясняют снижение активности иностранного бизнеса по регистрации товарных знаков в России влиянием санкций. По словам управляющего компанией экспертиз в сфере информационных технологий и права RTM Group Евгения Царева, российский рынок стал непредсказуемым для ведения бизнеса, поэтому многие предприниматели настроены пессимистично. Кроме того, часть иностранных брендов перерегистрируется на российских предпринимателей.
Бывают случаи, когда российские компании пытаются отсудить у иностранных права на бренд. Так, «Союзплодоимпорт» судится с Kraft Heinz из-за бренда «Кристалл».