Российское пивоварение впервые за последние 11 лет показало рост производства в 2018 году. Всего выпущено 774,7 млн дал пива, что на 4,1% превышает показатель 2017 года. В денежном выражении продажи пива выросли на 7,9%, в объемном — на 6,4%, сообщается в совместном исследовании Союза российских пивоваров и Nielsen Россия.
Категория пива занимает второе место в общей структуре потребления товаров FMCG. Доля пива в денежном выражении в обороте товаров повседневного спроса увеличилась с 8,4% до 8,6%. Наибольший прирост отметили в сегменте безалкогольного пива, который за прошлый год вырос на 36,6%. Эксперты связали это с потребительским запросом на более здоровую еду и напитки.
Положительная динамика стала возможной благодаря нескольким факторам: в 2018 году не было введено новых законодательных ограничений на производство и оборот пивоваренной продукции, была сохранена ставка акциза на пивоваренную продукцию, значительную роль сыграли также Чемпионат мира по футболу, благоприятная погода и низкая база 2017 года. Средняя цена на литр пива увеличилась всего на 1,4% (до 96 рублей), что также положительно сказалось на продажах, сообщила директор по работе с клиентами компании Nielsen Россия Ольга Дашкевич.
Отрасль традиционно показала высокий уровень налоговой дисциплины. По данным Федерального казначейства, в 2018 году акцизные отчисления пивоваренной отрасли увеличились на 2,4% и составили 158,2 млрд рублей.
Андрей Губка, Председатель Совета Союза российских пивоваров:
Позитивная динамика пивоваренной отрасли стала возможной во многом благодаря тому, что в 2018 году в отношении пивоваров не было введено новых законодательных ограничений. Тем не менее отрасль остается в крайне жестких регуляторных условиях. Для дальнейшего развития нам важна предсказуемость регулирования вообще и акцизного регулирования, в частности. Исследования говорят о том, что акцизные ставки на пиво уже достаточно высоки и это отражается на потреблении, поскольку акцизная составляющая занимает значительную часть в себестоимость пивоваренной продукции. Надеемся на конструктивный диалог с государством по данной проблеме.
Алексей Кедрин, Вице-президент по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям региона Восточная Европа ООО «Пивоваренная компания «Балтика», часть CarlsbergGroup:
В последние два-три года взаимодействие органов государственной власти и Союза российских пивоваров вышло на качественно новый уровень. Мы активно обсуждаем все актуальные вопросы пивоваренной отрасли с представителями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службы, предоставляя всю необходимую экспертизу и информацию для выработки максимально эффективных решений. Сегодня объективно назрели условия для модернизации 171-Ф и внедрения принципа раздельного регулирования различных видов алкогольной продукции. Надеемся, что в 2019 году в свете мероприятий в рамках так называемой «регуляторной гильотины» нам удастся продвинуться в этом направлении, и полагаем, что внедрение раздельного регулирования придаст пивоваренной отрасли необходимый импульс к росту в дальнейшем.
Кирилл Болматов, Директор по корпоративным отношениям Heineken в России:
Развитие безалкогольных брендов отвечает задачам государства по снижению злоупотребления алкоголем и соответствует тренду на здоровый образ жизни. Пивовары инвестируют значительные средства в развитие производства безалкогольного пива, торговый маркетинг и бренд-маркетинг. Очевидно, что есть запрос и со стороны потребителей, которые хотят приобретать более здоровые продукты и напитки. 76% россиян говорят, что регулярно занимаются спортом, 40% жителей нашей страны старше 18 лет не пили алкоголь за последний год, 73% россиян выбирают полезные для здоровья продукты. Сегмент безалкогольного пива и дальше будет расти значительно быстрее рынка, на сегодня он самый перспективный. Примечательно, что в 2018 году уже 20% потребителей хотя бы раз попробовали безалкогольное пиво, тогда как в 2015 году таких потребителей было всего 12%.
Ораз Дурдыев, Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям, член совета директоров AB InBev Efes:
С 2005 года в России запрещена продажа пива на спортивных объектах, в том числе на стадионах, тогда как во всем остальном мире это обычная практика. Чемпионат мира показал, что нужно опять поднять вопрос о возвращении пива на стадионы. В период проведения мундиаля только иностранцы потратили на еду и напитки порядка $100 млн. Продажи пива выросли в городах проведения на 14%, на стадионах было продано 3,2 млн стаканов. И ни одного инцидента.
Напомним, сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект о продлении размещения рекламы пива во время трансляций спортивных мероприятий. Кроме того, законопроект может отменить запрет на использование в рекламе любого алкоголя образов людей и животных, а также разрешить рекламу пива и алкогольных напитков на основе пива на ТВ и радио с 23 до 7 часов. В 2014 году этот запрет был временно отменён, но с 1 января 2019 года вновь вступил в силу.