Российские потребители стали реже покупать и готовить мясо. За год, с июля 2018 года по июнь 2019-го, россияне купили на 4,3% меньше мясных продуктов в натуральных объемах по сравнению с предыдущим аналогичным периодом, сообщает РБК со ссылкой на данные GfK.
Снижение продаж аналитики зафиксировали во всех категориях мясных продуктов, от птицы и свинины до колбасы и сосисок. В денежном выражении продажи остались почти без изменений из-за того, что цены на мясную продукцию выросли. За год все виды мясной продукции подорожали минимум на 3%. Наибольший рост цен аналитики зафиксировали на основную для потребителей категорию — мясо птицы: оно подорожало на 12%.
Больше всего снизились продажи говядины — на 7% за год. Но это не самый популярный продукт в рационе: на его долю приходится всего 8% продаж мяса. По птице, на долю которой приходится 38%, падение составило 5,2%, по свинине — 3% (ее доля в продажах — 21%). Продажи сосисок упали на 4,4%.
Тенденцию подтвердил директор ритейлера «Командор» Андрей Тетерин. Сильнее всего упала реализация маринада из свинины, то есть мяса для шашлыка (на 7,7%), есть снижение и по говядине (4,39%). По его словам, общее падение продаж категории связано с увеличением цен на мясо. Но есть и временные факторы: продажи мясных маринадов упали из-за холодной погоды.
Оптовые цены на мясо и мясную продукцию у производителей выросли. У компании «Черкизово» во втором квартале 2019-го выросла средняя отпускная цена на все мясо птицы: курица подорожала на 8% к тому же периоду прошлого года, а индейка — на 22%. Колбаса выросла в цене на 5%, а свинина, напротив, подешевела за это время на 3%. У «Русагро», четвертого крупнейшего производителя свинины, в первом полугодии 2019 года подорожали мясные полуфабрикаты, а свинина, наоборот, подешевела на 21,4%.
Число покупателей мясных продуктов остается прежним, но меняются объемы и частота его потребления, отмечают в GfK. Объем покупок сокращается из-за распространения упаковок с фиксированным весом и уменьшения их размера. Снижение частоты покупок связано в первую очередь с падением объемов домашнего потребления: россияне стали чаще покупать готовые обеды в кулинарии и питаться вне дома.
Еще одна причина, почему россияне стали покупать меньше мяса, — тренд на здоровый образ жизни, считает директор «Командора»: вегетарианство становится все более популярным. Число россиян, исключивших мясо из своего рациона, согласно данным исследования «РосИндекс» от компании Ipsos, выросло за последние четыре года почти вдвое. А доля россиян старше 16 лет, которые не употребляют мясо за исключением куриного, выросла за это время с 6,6 до 12%.