Срок службы смартфона в России вырос за последние годы, сообщает Forbes. С 2019−2021 годов потребители стали использовать одно устройство в течение 2,5−3 лет. В 2016−2017 годах россияне меняли смартфоны в среднем раз в два года. «Начиная с 2022 года срок жизни устройства может достигать четырёх лет и более», — сообщил изданию менеджер направления «Телеком» компании diHouse Артур Пак.
Представители «М.Видео-Эльдорадо» также подтверждают тренд. Средний срок службы телефона они оценивают в 2,5−3 года. Несколько лет назад устройства меняли примерно через 2−2,5 года.
В «Вымпелкоме» изданию сообщили, что молодые люди чаще меняют аппараты: пользователи до 25 лет в среднем пользуются одним смартфоном 467 дней, абоненты в возрасте от 25 до 45 лет меняют устройство приблизительно раз в 553 дня, а пользователи, которым от 45 до 65 лет — раз в 575 дней. В среднем же один гаджет работает 565 дней.
Срок пользования одним и тем же устройством продлевается из-за ухода ряда А-брендов с рынка. Они перестали давать рассрочки, кредиты, свернули маркетинговую деятельность и трейд-ин, которые подстегивали продажи.
Также на ситуацию повлияло желание россиян экономить. В ряде случаев им проще отремонтировать устройство, нежели покупать новое, тем более, что старые модели сейчас не сильно отличаются по функционалу от нового поколения. Современные смартфоны не успевают устаревать с точки зрения характеристик — для повседневных нужд хватает и объёма памяти, и качества фото, и производительности для мультимедиаконтента, говорят эксперты.
Кроме того, в 2022 году в среднем на 22% снизился импорт смартфонов в Россию по сравнению с 2021 годом, его объём составил 27,5 млн устройств, по оценкам GS Group. Поставки iPhone снизились на 57% до 2,1 млн штук. Соответственно доля Apple на российском рынке упала до 7,7%. Поставки устройств Samsung сократились в три раза — до 3,7 млн штук, а доля компании снизилась с 32% до 14%.
Поменялась структура ценовых сегментов. Доля нижнего выросла с 32% до 39%, (до 10 000 руб.) средний ценовой сегмент (10 000−30 000 руб.) сохранился на прежнем уровне 48% в штуках, сократился премиальный (дороже 30 000 руб.) — с 19% до 13%.
Оборот российского рынка по итогам прошлого года составил 529 млрд руб. — это на 35% меньше, чем в 2021 году. Apple осталась лидером по обороту в денежном выражении с долей 31,8%, на второй строчке рейтинга — Xiaomi с долей 21,5%, а Samsung занял третье место с долей 14,5%. До 12% выросла доля Realme и до 5,3% — Tecno. Высокую долю в обороте рынка показал бренд Huawei — более 5% рынка за 2022 год. Прочие бренды смартфонов суммарно занимают менее 9% оборота рынка, говорят аналитики.