Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о защите русского языка, говорится на официальном сайте ведомства. Документ был внесён на рассмотрение правительством в конце октября 2022 года. Он направлен на защиту государственного языка «от чрезмерного употребления иностранных слов». Это касается следующих сфер:
- образовательной;
- государственные и муниципальные информационные системы;
- информация для потребителей товаров, работ и услуг.
Использование иностранных слов будет допустимо только в случаях, когда у них нет «общеупотребительных аналогов в русском языке». Перечень таких выражений соберут в специальных «нормативных словарях». Определять порядок формирования и утверждения списка таких словарей, справочников и грамматик и требования к их составлению будет правительственная комиссия по русскому языку в соответствии с поправками правительства. В них также будут зафиксированы нормы современного русского литературного языка.
Использование иностранного языка закон обязывает сопровождать переводом на русский, выполненный шрифтом такого же размера, типа и цвета.
Кроме того, нормативный документ закрепляет за русским статус языка «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации». В пояснительной записке авторы отмечают, что законопроект «подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным».
Похожий законопроект, касающийся использования алфавитов, созданных не на графической основе кириллицы, в рекламе, внесли в Госдуму 1 декабря 2022 года сенаторы Сергей Цеков и Ольга Ковитиди. По мнению его авторов, «защита кириллицы важна для сохранения целостности российского государства». Однако данная мера должна коснуться только названий компаний и товарных знаков, которые не прошли государственную регистрацию.
Представители российского бизнеса выступили против подобных регуляторных мер. В Торгово-промышленной палате (ТПП) не поддержали поправки в закон «О рекламе», которые предусматривают запрет на использование латиницы в рекламных объявлениях. Аналогичную позицию поддержала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).