Бизнес практически отказался от онлайн-встреч в пользу очных конференций и форумов. Так, объем проведенных MICE-мероприятий в марте 2021 года увеличился в два раза относительно февраля и на 13% год к году. Относительно докризисного 2019 года восстановление рынка по итогам марта 2021 года оценивается в 70%, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные агентства «Аэроклуб Тур».
Такая тенденция связана со снятием ограничений, программой вакцинации и возвращением бизнеса к офисной работе. Однако в первом квартале этого года выручка операторов деловых мероприятий сократилась в два раза по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 44% по сравнению с 2019 годом.
Участники рынка пока дают более осторожные оценки, по их данным, речь идет только о 15% от докризисного уровня. О постепенном оживлении, по словам эксперта, свидетельствует также решение о проведении экономического форума в Петербурге. В «Крокус Экспо» отметили, что в сегменте выставок падение спроса составляет 20−60% к докризисным значениям и зависит от отрасли.
Пандемия, по мнению экспертов, так и не убедила российский бизнес в эффективности онлайн-встреч. В итоге доля онлайн и гибридного формата в сегменте останется в пределах 2−3%. Однако полному восстановлению рынка пока мешают снижение компаниями на 30−50% маркетинговых бюджетов и закрытые границы. Так, до пандемии 25−30% мероприятий проходили за рубежом, часто в странах ЕС, в то время как сейчас 99% сконцентрированы в России. Восстановления рынка на этом фоне в «Аэроклуб Тур» ожидают не раньше 2022 года.