Рынок электронной торговли в первом полугодии 2022 года составил 2,3 трлн руб., что на 43% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Взрывной рост рынку обеспечили санкции, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Для сравнения, в 2021 году рынок показал рост всего на 13%. В 2022 году на него оказало влияние введение санкций. В частности, перестали работать с клиентами из России и принимать оплату с карт российских банков многие западные интернет-магазины, в том числе ASOS, iHerb и Amazon. Кроме того, из России ушли зарубежные логистические компании, что осложнило доставку покупок.
В результате объем трансграничной интернет-торговли в первом полугодии 2022 года сократился почти на треть до 103 млрд руб., что составило всего 4,5% рынка e-commerce.
Однако уход с российского рынка зарубежных брендов способствовал развитию рынка внутренней электронной торговли. Так, ответом на дефицит товаров стало развитие собственных торговых марок. Их активно регистрируют «Яндекс.Маркет», Ozon, группа «М.видео-Эльдорадо». В числе категорий - аксессуары, детские товары, одежда, электроника и бытовая техника.
Кроме того, активно развивается в онлайне сегмент перепродажи бывших в употреблении вещей. Например, «Яндекс.Маркет» и Lamoda занялись продажей бывших в употреблении одежды, обуви и аксессуаров люксовых брендов. Ozon в тестовом режиме открыл раздел с объявлениями от частных лиц.
Сказалась на росте рынка и возможность воспользоваться стабильной и круглосуточной доставкой. Маркетплейсы стараются зарабатывать не только на продажах товаров, но и на продаже дополнительных услуг своим продавцам, прежде всего рекламы. Так, в отчете за II квартал 2022 года Ozon сообщается, что выручка от продажи услуг в этом периоде впервые превысила выручку от товаров.
Эксперты ожидают дальнейший рост рынка, в том числе, за счёт открытия бондовых складов, дистанционной торговли рецептурными лекарствами и алкогольными напитками.