Интернет-сервисы обяжут предупреждать клиентов о планируемых списаниях, в том числе оплаты ежемесячной подписки. Эта мера защитит пользователей от ненужных платных интернет-подписок, сообщают «Ведомости» со ссылкой на законопроект депутата Госдумы Антона Немкина.
Законопроект вносит изменения в закон о защите прав потребителей. Согласно ему, за день до списания очередного платежа компания обязана направить клиенту уведомление о предстоящем списании. В уведомлении должна быть ссылка на страницу в интернете, где пользователь сможет отказаться от платной подписки.
Инициатива, по мнению её авторов, должна решить вопрос «неконтролируемых списаний», которые приобрели массовый характер. Так, зачастую пользователи скачивают программу в демо-режиме, через месяц она конвертируется в платную. «Такими подписками провоцирует большие расходы потребителей, которые уже не нуждаются в услуге, на которую изначально подписывались», — пояснил Немкин.
Однако руководитель Ассоциации интернет-видео (объединяет российские онлайн-кинотеатры) Алексей Бырдин считает проблему преувеличенной. «Заставлять бизнес ежемесячно провоцировать пользователя отказаться от своей услуги — это цинично», — считает он. Большинство операторов связи также отметили, что у них настроены предупреждения пользователям перед списанием и назвали дополнительную регламентацию в этой сфере излишней.
В 2021 году рынок платных подписок в России составил $1,5 млрд, оценила директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Прежде чем вводить регулирование, важно понять, сколько людей забывают о подписке на платный сервис, — прокомментировала инициативу эксперт.
Согласно данным TelecomDaily, по итогам прошлого года онлайн-кинотеатр Wink вошёл в пятёрку лидеров по числу пользователей, имеющих платную подписку (7,4%), вытеснив Megogo (6,8%). У сервиса Ivi — 20,6% платящих подписчиков, у «Кинопоиска» — 17,3%, Okko — 12,2%, Netflix — 10,8%.