Экспертный совет при ФАС по развитию конкуренции в области IT проверит работу Wildberries, Avito, ЦИАНа, «Яндекс.Такси» на соответствие принципам взаимодействия участников цифровых рынков, сообщает «Коммерсант».
В феврале 2022 года Wildberries, Avito, ЦИАН, «Яндекс» и другие онлайн-платформы подписали меморандум о присоединении к принципам, запрещающим недобросовестные практики. Но в ФАС говорят, что на компании по-прежнему поступает много жалоб.
В случае с Wildberries ФАС изучит начисление штрафов продавцам за неверно указанные габариты товаров, отсутствие кодов маркировки, за возврат несоответствующих заказов. Пользователей Avito не устраивает изменение тарификации услуг при размещении объявлений. Вопрос к ЦИАНу касается ограничений обмена контактными данными потребителей и продавцов. На «Яндекс.Такси» водители жалуются из-за завышенной комиссии, а пользователи — из-за неясного ценообразования.
Совет, как следует из программы заседания, назначенного на 23 апреля, может рекомендовать ФАС просить правительство разрешить антимонопольный контроль аккредитованных IT-компаний и выдать участникам рынка аналоги предупреждения. Также ФАС может предложить разработать проект отдельного закона с административной ответственностью. Кроме того, регулятор вправе рассмотреть вопрос снятия моратория на антимонопольные проверки аккредитованных IT-организаций.
Юристы сообщили изданию, что отдельный закон может оказаться избыточным, поскольку сейчас идёт разработка «пятого антимонопольного пакета» — проекта, который предусматривает меры против злоупотреблений на цифровых рынках.
Эксперты заявляют о необходимости системных правил онлайн-торговли, где главным принципом должна стать «презумпция невиновности» и защита прав всех участников рынка.
Напомним, в марте текущего года между Wildberries и несколькими владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) разгорелся конфликт из-за штрафов. Ситуацией заинтересовались в Госдуме. После этого компания отменила часть санкций, наложенных на партнёров.
На днях российские маркетплейсы договорились с корпорацией МСП (КМСП; оператор программ поддержки малого и среднего бизнеса) о системных правилах работы на рынке онлайн-торговли и мерах поддержки малого бизнеса в этой сфере. Согласно подписанному сторонами меморандуму площадки будут вести диалог с продавцами по спорным вопросам.