Идея сделать сладкую газировку подакцизным товаром и собрать с производителей 35 млрд руб. в 2023 году вызвала недовольство в отрасли. Союз производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») направил премьеру Мишустину обращение, объяснив, что компании считают инициативу несвоевременной. Участники рынка предостерегают от рисков падения производства на фоне ухода Coca-Cola и PepsiCo с российского рынка, передаёт «Коммерсантъ».
Инициативу внесли в Госдуму 28 сентября. Если проект поправок одобрят, с 1 января 2023 года напитки с содержанием сахара свыше 5 г на 100 мл будут облагаться акцизом в 7 руб. за 1 л. При этом облагаться акцизом не будут напитки, прошедшие госрегистрацию специализированной пищевой продукции и включённые в единый реестр специализированной пищевой продукции, напитки брожения, квасы с содержанием этилового спирта от 0,5% до 1,2% включительно, соки, нектары, сокосодержащие напитки и морсы.
Мера необходима для финансирования борьбы с сахарным диабетом, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Однако, по данным «Союзнапитков», на сладкие газировки приходится 1,5% от объёма потребления сахара в России. Сокращение потребления таких напитков не снизит потребление сахара в целом, отмечается в письме. Эффективнее воздействовать на потребление сахара в чистом виде — на это приходится 55% спроса, считают в объединении.
Также «Союзнапитки» отмечают, что в августе этого года Минфин решил отложить работу над законопроектом до стабилизации экономической ситуации, а об этом говорить не приходится. Такую идею министерству предложили в Минздраве. Ведомства приняли решение без консультации с отраслью, заявляет собеседник издания. В Минсельхозе отметили в беседе с газетой, что введение акцизов приведёт к росту цен и снижению производства, а также формированию нелегального рынка, так что налоговые отчисления сократятся.