На минувшей неделе ФАС и «большая четверка» операторов связи подписали меморандум, в рамках которого участники будут блокировать нежелательные вызовы и спам-звонки с рекламой. Какие последствия будет иметь это событие для рекламодателей, рассказал Sostav Сергей Житинец, генеральный директор MOTIVE agency & production.
Активность спамеров росла в течение последнего года. В 2020 году ФАС рассмотрела более 16 тыс. заявлений о нарушении рекламного законодательства и выписала штрафов на 77,5 млн рублей. При этом наибольшее количество нарушений фиксировалось в рекламе, поступающей на телефоны абонентов без их согласия.
Спам-звонки все еще остаются актуальным инструментом для поиска клиентов в сегменте малого бизнеса и лакомым пирогом для мошенников. Неслучайно операторы активно содействуют идентификации сомнительных звонков как «подозрения на спам»: именно так номера попадают в спам-базы после жалоб абонентов.
Почему компании все еще выбирают такой способ продвижения услуг? Многое объясняет пословица: на войне все средства хороши. Малый бизнес, несущий серьезные потери в условиях пандемии, хватается за любую возможность «согреть» холодные звонки с помощью новых сценариев переговоров, порой рискуя репутацией и нарушая хрупкое личное пространство.
Добровольная блокировка звонков подсветила негативное отношение общественности к спам-телефонии. И, несмотря на то что персонификация рекламы по-прежнему актуальный тренд, работать с этим инструментом нужно деликатнее. Сегодня бренды понимают, что проще отказаться от спам-коммуникации и направить средства в другие форматы, чем получить волну негатива в соцсетях. Особенно губительна такая активность для репутации известных сетевых компаний. Хотя, казалось бы, еще недавно клиентам ювелирных магазинов звонили представители шоу-бизнеса и часто это давало положительный эффект.
Какие возможны негативные последствия от вступления в силу меморандума? При блокировке звонков с неизвестных номеров до клиента не смогут дозвониться для подтверждения записи ни врач, ни салон красоты, ни автосервис, ни банк. И вполне вероятно, что информационную активность им придется перенести в мессенджеры. Меморандум, скорее всего, вынудит компании независимо от масштаба их бизнеса искать другие пути продвижения, исключающие вторжение в личное пространство клиента.
Но можно прогнозировать и другой вариант. Вместе с новым официальным запретом появится и механизм, позволяющий этот запрет легально обойти. Например, крупным компаниям-рекламодателям может быть предложена плата за включение в белый список или же они смогут регистрировать официальный номер либо массив номеров, чтобы продолжать информировать своих клиентов о новых продуктах и услугах.