За последние несколько лет рынок фитнеса в России очень сильно трансформировался. Вначале ковид, потом геополитические изменения, которые самым серьезным образом повлияли на платежеспособный спрос и желание в принципе заниматься спортивной активностью вне дома, поэтому структура топовых игроков индустрии за последние 4 года претерпела сильные корректировки. Какие тренды возникли на нашем рынке и к чему это привело, Sostav рассказала команда DDX Fitness.
Занятия фитнесом как способ укрепления здоровья
Пандемия изменила мотивы россиян к занятиям физкультурой и спортом. Сейчас главным стимулом посетители фитнес-клубов считают развитие своих физических качеств, укрепление иммунной системы и здоровья в целом. Геополитическая ситуация также заставляет людей по-другому смотреть на свое здоровье как на основную ценность в жизни. По исследованию Rambler&Co и агентства «CберМаркетинг» более 153 тыс. пользователей со всей России в 2023 году, главная мотивация для посещения фитнес-центра у 32% россиян — это улучшение здоровья. На второй строчке расположилась смежная мотивация «поддержание себя в хорошей физической форме» (27% респондентов), а вот многолетний лидер рейтингов мотивации «избавление от лишнего веса» сейчас только на третьем месте с 22% респондентов. Осмысленное потребление фитнес-услуг для улучшения собственного здоровья является макро-трендом, поэтому данная мотивация в ближайшие годы будет ключевой для разработки маркетинговых стратегий для топовых игроков индустрии.
Фитнес как профилактика медицинских проблем
Занятия фитнесом все более активно воспринимаются аудиторией как способ профилактики медицинских проблем (в первую очередь связанных с гиподинамией). Даже лишний вес сейчас для многих не только влияющий исключительно на внешний вид фактор, но и предупреждающий о развитии множества заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистого профиля.
Тренд на сочетание медицины и фитнеса в России, как и в других развитых странах, становится все более распространенным, поэтому в фитнес-клубах все чаще появляются штатные врачи, перед началом занятий клиентов ждет медицинский осмотр, становится все больше специальных групповых занятий с ЛФК-направленностью.
Российские сетевые клубы не отстают от этого тренда — например, помимо замера основных показателей делают ЭКГ в 12 отведениях и оценку выносливости сердечно-сосудистой системы, а также проводят много занятий с медицинским уклоном — «Здоровая спина», «Здоровые ноги» и так далее. Следующая фаза развития этой тенденции, которая может нас ждать в будущем — индивидуальное сопровождение клиента в фитнесе специальным врачебным контролем.
Мини-студии и монопроекты
Сейчас рынок фитнес услуг в России все еще недостаточно консолидирован, что открывает большие возможности для средних и маленьких игроков в формате «у дома», которые специализируются на конкретном виде физической активности. Тренд стартовал в 2022 году, когда количество открытых в России фитнес-объектов превысило допандемийные показатели (в 2022 году заработало 587 новых заведений против 573 в 2019-м), но здесь самое интересное было в структуре этого прироста. Он шел за счет небольших студий под конкретные направления фитнеса — йогу, бокс или танцы, при этом большие игроки открывали новые клубы традиционного формата гораздо менее активно из-за ситуации неопределенности на рынке.
Сейчас на рынке фитнес-услуг происходит смена форматов даже у крупных игроков, о чем говорит уменьшение средней площади открываемых клубов.
Нестандартные направления фитнеса
Вместе с развитием мини-студий и монопроектов набирают популярность относительно нестандартные направления фитнеса — растяжка и балет (количество таких студий за последние несколько лет в России увеличилось кратно), фитбоксинг (в первую очередь женский), Hyrox (многофункциональная гонка на выносливость с лыжами, бёрпи, греблей, выпадами и прочим), а также групповые секции с развивающимися игровыми видами спорта — последний тренд из США — пиклбол, или падел-теннис, который все активнее приходит к нам из Европы.
Поход в фитнес как способ проведения досуга
Визит в фитнес-клуб уже давно перестал восприниматься как необходимость — теперь при прочих равных люди выбирают занятия спортом как приятное времяпрепровождение с элементами физической нагрузки. Пользователи хотят добавления в фитнес элементов шоу и интерактивности, и российский бизнес отвечает на эту потребность — как пример, организует в фитнес-клубах кардиотеатры (просмотр фильмов во время кардиотренировок на тренажерах), велотренировки с виртуальными ландшафтами Zwift в сайклинг студиях, или, например, фитнес-бокс в атмосфере ночного клуба. Объединение развлечения с фитнесом реализуется также в разнообразных фитнес-путешествиях, где спорт сочетается с отдыхом в другом городе или стране.