Спрос на локальные франшизы в 2022 году увеличился на 70%. Их общее число выросло на 5,5%, а оборот — на 19%, до 2,78 трлн руб., сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование Franshiza.ru.
Около 50% от всех проданных в 2022 году франшиз пришлось на сферу услуг, 26% — на общепит, 13% — на непродовольственную розницу и 7% — на продуктовый ритейл.
У бизнеса наибольшим спросом пользовались марки, развитие которых не требует серьезных инвестиций — максимум до 6 млн руб., а также отечественные. Такая ситуация связана с настороженностью предпринимателей по отношению к международным брендам, пока ещё работающим в стране.
Экспансия российских проектов за рубеж затормозилась. Так, доля российских компаний с франчайзинговыми точками за границей в целом снизилась за год на 3,6 п. п., до 35,4%. При этом российские бренды активно перенаправляется в «дружественные страны»: ОАЭ, Турцию и СНГ, куда переселяются с прошлой весны россияне. Спрос на франшизу российских брендов также сохраняется в Узбекистане и Белоруссии.
Участники рынка подтверждают тенденции. Так, Stardogs, по словам представителя сети, в 2022 году открыла 330 франчайзинговых точек, что больше на 40% год к году. В METRO также фиксируют стабильный интерес к франшизе магазинов формата «у дома» — «Фасоль». ГК «Шоколадница» ведет переговоры с потенциальными партнерами из ОАЭ, Турции и Кипра.
Ранее сообщалось, что у 30 участников рейтинга самых выгодных франшиз Forbes за девять месяцев 2022 года открылось более 5 тыс. партнёрских предприятий, общее их количество достигло 29 тыс. Самой популярной франшизой у предпринимателей за январь-сентябрь 2022 года стал Ozon.