Сегодня наличные деньги уступают первенство безналичным платежам — не в последнюю очередь благодаря распространению онлайн-касс и росту интернет-торговли. Специалисты платформы Robokassa определили наиболее популярные способы платежей, самые распространенные типы карт и усредненный портрет аудитории, совершающей онлайн-платежи, в уходящем 2018 году.
В данной статье используется статистика платежей через платформу Robokassa, которая поддерживает все самые популярные способы оплаты интернет-покупок: банковские карты, электронные деньги, Qiwi-кошельки, мобильные платежи всех основных операторов, интернет-банкинг, платежи через салоны «Евросеть» и «Связной» и другие.
Самые популярные способы оплаты
Безоговорочное лидерство в этом рейтинге держат банковские карты, которые использовались в 78,8% платежей. Это можно легко объяснить широким распространением банковских карт — именно на них начисляются зарплаты и пенсии подавляющего большинства россиян. Кроме того, при оплате покупок банковской картой покупатели часто получают кэшбек или различные бонусы.
На втором месте со значительным отрывом идут платежи через терминалы Qiwi, они составляют всего 8,6% несмотря на широкое распространение по всей России. Замыкают тройку лидеров мобильные платежи, совокупная доля которых равняется 7,7%.
Что же касается электронных денег, то их доля составляет 3,6% от общего количества платежей. В статистике Robokassa электронные деньги представлены кошельками Яндекс.Денег и Webmoney.
Типы банковских карт
Давайте обратим более пристальное внимание на банковские карты, используемые для онлайн-платежей. Карты каких платежных систем оказались наиболее популярными? В нашем рейтинге места распределились следующим образом:
Как и следовало ожидать, карты международных платежных систем Visa и MasterCard лидируют с большим отрывом. Тем не менее, российская платежная система МИР также достойно представлена, и есть основания ожидать роста ее популярности в будущем.
Платежные сервисы Apple Pay и Samsung Pay, которые позволяют загрузить в приложение банковские карты и расплачиваться ими с помощью смартфона, ежегодно показывают стабильный рост. Apple Pay и Samsung Pay вместе уже занимают более 4% всех платежей.
Банки-эмитенты
Безусловным лидером в этой категории оказались карты, выпущенные «Сбербанком» — с их помощью совершалась львиная доля платежей (82,6%).
Остальные банки, вошедшие в статистику Robokassa, имеют сопоставимые позиции (от 4,3% до 1%).
Портрет аудитории
На основе имеющихся данных мы составили портрет аудитории, совершающей платежи в интернет-магазинах Robokassa. Мужчины и женщины представлены практически поровну: 51,3% и 48,7% соответственно.
Что же касается возрастного распределения покупателей, оно выглядит следующим образом:
Наиболее многочисленными ожидаемо оказались представители группы 25−34 года (38%). Они достаточно молоды для того, чтобы уверенно чувствовать себя в интернет-среде и совершать покупки в онлайн-магазинах, и при этом достаточно платежеспособны.
Покупатели в возрасте 35−44 лет находятся на втором месте и составляют почти 22%. На третьем месте с долей 15% оказались молодые пользователи в возрасте 18−24 лет. Несмотря на то, что подавляющее большинство российской молодежи пользуется интернетом, небольшой доход не позволяет этой категории часто совершать онлайн-покупки. В результате они ненамного чаще совершают платежи в интернет-магазинах, чем пользователи в возрасте 45−54 года (11,7%).
Устройства покупателей
Хотя многие интернет-магазины имеют полнофункциональные мобильные версии, больше половины пользователей (56,3%) предпочитают совершать покупки с десктопных компьютеров. Очевидно, это связано с тем, что на большом экране можно в подробностях разглядеть фотографии товаров.
На втором месте оказались владельцы смартфонов, которые составляют 40,9%. Интересно, что планшеты, несмотря на большую диагональ экрана по сравнению со смартфонами, заняли ничтожную долю в 2,8%. Эту диспропорцию можно объяснить меньшим распространением планшетов — широкоэкранные модели смартфонов практически вытеснили планшеты с рынка, оказавшись более удобным для пользователя вариантом.
Операционные системы
Распределение по операционным системам оказалось предсказуемым:
Безусловным лидером стали компьютеры под Windows, на которых совершалось больше половины всех платежей. Устройства на Android почти на треть опередили iOS-модели в силу своей большей популярности среди населения.
Эти данные позволяют владельцам и сотрудникам интернет-магазинов учитывать особенности своей аудитории, адаптировать для нее свои веб-сайты и рекламный инвентарь. Возможно, кто-то сочтет нужным добавить новые платежные методы или выпустить собственные мобильные приложения для Android или OS. Зная своих покупателей и их предпочтения, вы сможете выстроить более адекватную коммуникацию и увеличить свою клиентскую базу.