Компания «Додо Франчайзинг» подала в суд исковое заявление к Telegram, следует из данных картотеки арбитражных дел. Владелец бренда «Додо пицца» требует от площадки передать ему аккаунт @dodopizza и ввести правила, запрещающие приобретать юзернеймы, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками правообладателей. На судебное разбирательство обратил внимание РБК.
Иск к Telegram приняли к производству в арбитражном суде республики Коми 24 мая 2024 года. Заседание назначено на 16 декабря 2024 года.
Сейчас в Telegram-канале с названием Dodo pizza, адрес которого приведён в судебном акте, 43 подписчика и несколько публикаций. В одной из них указано, что канал можно купить или арендовать. На момент выхода материала РБК стоимость продажи составляла $575 тыс., аренды на 12 месяцев — $57,5 тыс. На 10:46 по московскому времени цена продажи увеличилась до $1 млн, а аренды — до $157,5 тыс.
Старший юрист IP и Privacy «Додо Пиццы» Александра Акимова подчеркнула, что названия каналов — «давно наболевший вопрос» в Telegram. «На торгах их может купить кто угодно, а создавать одноимённые запрещено по правилам площадки», — уточнила она.
По словам эксперта, за криптовалюту TON продаётся любое название канала, даже если оно принадлежит бренду, а потом владельцы вымогают «огромные суммы» у правообладателей. Последние ничего не могут с этим сделать, а Telegram «не реагирует на запросы и не контролирует процедуру», сказала Акимова.
По мнению юриста, площадка не только создаёт условия для нарушения исключительных прав и развития недобросовестной конкуренции, но и зарабатывает на этом процессе. «Суть нашего иска в наличии подобного поля деятельности для мошенников, так как действующие правила Telegram чреваты репутационными рисками добросовестных участников рынка», — резюмировала эксперт.
Руководитель направления разрешения IT & IP споров юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Ярослав Шицле считает, что перспективы иска зависят от «наличия значительной доказательной базы», но пока доводы истца выглядят «размытыми и обобщенными». В них идёт отсылка к наличию «некоего поля для деятельности мошенников». По мнению Шицле, суд может не усмотреть в этих доводах значительной базы и отказать по иску.
Напомним, в конце 2022 года никнейм @sber в Telegram продали на торгах за 471 тыс. TON. Тогда стоимость была на уровне $857,22 тыс. До этого случая дороже продавали только @fifa — за 600 тыс. TON или около $948 тыс.