Одному из самых популярных мессенджеров в России и мире (по данным Mediascope на февраль 2019 года количество ежедневных пользователей Telegram в России превысило 4,4 млн) сегодня исполняется 6 лет.
Идея
Telegram придумал Павел Дуров, создатель социальной сети «ВКонтакте».
Идея приложения зародилась у него еще в 2011 году, когда у его двери стали появляться спецназовцы. Осознав, что у него нет безопасного способа коммуникации с братом, Павел Дуров вместе с ним решил создать сервис, построенный на технологии шифрования переписки MTProto. Технология была разработана братом Павла — Николаем.
14 августа 2013 года Дуров презентовал первый клиент Telegram для устройств на платформе iOS. В октябре 2013 года у проекта появился веб-сайт и версия для Android с открытым исходным кодом. К ноябрю для пользователей стали доступны версии сервиса для Windows и macOS с ограниченным функционалом.
За первые три месяца приложение установили 1 млн человек.
Версия Telegram для десктопа была запущена 15 октября 2014 года.
В начале 2015 года в приложении появился эксклюзивный функционал, который по мнению пользователей все еще является одним из преимуществ Telegram перед другими сервисами, — полностью бесплатные стикеры, которые юзеры могут разрабатывать и загружать в приложение самостоятельно.
В мае 2015 года корпорация Google собиралась купить мессенджер за более чем 1 млрд долларов.
В феврале 2016 года, по словам Павла Дурова, пользовательская база насчитывала уже более 100 миллионов человек, к этому моменту через сервис отправлялось около 15 миллиардов сообщений ежедневно.
В ноябре 2016 года разработчики запустили проект Telegraph — блог-платформа, бесплатный издательский инструмент, который приблизил Telegram к неофициальному статусу площадики для СМИ.
Блокировка
14 июля 2017 ФСБ потребовало разработчиков предоставить «информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений», а затем составила административный протокол за неповиновение.
16 октября 2017 года Мещанский районный суд Москвы оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей из-за отказа предоставлять ФСБ ключи шифровани для декодирования сообщений шести пользователей, что противоречило Конституции РФ.
20 марта 2018 года Верховный суд России обязал Telegram предоставить ключи для расшифровки переписок, а Роскомнадзор уведомил Telegram о необходимости исполнения требований закона о предоставлении информации для избежании блокировки.
29 марта 2018 года, после повторного отказа Павла Дурова сотрудничать с ФСБ, произошел сбой в работе мессенджера на территории стран Европы, Среднего Востока и СНГ.
Блокировка повлекла за собой трансформацию практик потребления Telegram — потребители стали прибегать к использованию новых для них программ — VPN и Proxy, однако у большинства пользователей приложение работает в обычном режиме без дополнительных настроек и по сей день.
Активное обсуждение блокировки мессенджера привело к большей заинтересованности в нем и, следовательно, к росту числа пользователей.
Блокировка мессенджера вызвала настолько сильное негодование среди пользователей, что перешло в оффлайн: в марте и апреле по всей России прошли акции в поддержку Telegram и свободного интернета в целом.
Блокировка Telegram стимулировала ограничение использования мессенджера, однако в итоге охват пользователей после блокировки только увеличился.
Согласно данным TGStat.ru, в день блокировки Telegram число просмотров в 40 тыс. русскоязычных каналах суммарно выросло на 30 млн. Это примерно на 17% больше, чем средний показатель приложения за предшествующий месяц.
Суммарный прирост подписчиков по всем каналам в день блокировки составил 270 тыс.
28 августа 2018 года представители Telegram согласились сотрудничать с спецслужбам в отношении заподозренных в терроризме на основании решения суда.
Telegram сегодня
По данным на март 2019 года, мессенджер стал 11-м по популярности приложением для общения во всем мире. По данным исследовательской компании Mediascope, ежемесячная российская аудитория мобильного приложения Telegram в октябре 2018 года приблизилась к 9,3 млн человек.
Согласно исследованию TGStat, которое прошло весной 2019 года, 73% пользователей живут в России, 16% - в Украине и 4% - в Беларуси. Что касается демографических данных, 67% пользователей приложения — мужчины, а 32% - женщины. Самые большие возрастные группы среди пользователей приложения — «25−34 года» и «18−24 года».
В русскоязычном сегменте мессенджера каждый третий пользователь подписан на менее, чем 10 каналов. 43% читают от 11 до 25 каналов, а более 25 подписок у 26% пользователей. 80% выбирают новостные каналы, а более половины аудитории являются подписчиками развлекательных и образовательных каналов.
В ТОП-10 самых читаемых каналов за 2018 год в российском сегменте входят:
ТОП-10 каналов с самой дорогой ценой размещения рекламы за 2018 год в российском сегменте входят:
Владимир Заика, генеральный директор Юнион Медиа Сервис (UMS)
Как Вы думаете, почему Telegram так популярен в России и мире, в чем его феномен?
Мне кажется, любая попытка ответа на вопрос будет, что называется, «пальцем в небо». Я бы сказал — «так сложились звезды». Скорее всего, как и многое связанное с онлайн-технологиями, это такое временное явление. Пройдет лет 5−10, и появится что-то новое, что все будут это новое обсуждать
Насколько эффективно размещать рекламу в Telegram как отдельный канал коммуникации?
К сожалению, у меня недостаточно данных, чтобы оценивать эффективность. Но как один из PR-инструментов абсолютно точно имеет место быть. Особенно (по моим субъективным ощущения) в политике.
Telegram для вас — это медиа или мессенджер, и почему?
И то, и другое. Я пользуюсь и обычными чатами, и шифрованными двусторонними чатами, и звонками через телеграм, и я подписан на несколько телеграм-каналов.
Мне кажется, стандартные sms, mms скоро совсем уйдут в прошлое, останутся только для рассылки спама, переписка между абонентами полностью уйдет в мессенджеры. Причины для этого много, перечислять их не вижу смысла. Ну и в текущий момент телеграм-каналы это, пожалуй, такое самое обсуждаемое информационно-политическое явление, реально влияющее на информационную повестку в нашем супернасыщенном информацией мире.
Дмитрий Казаков, директор по развитию SA MEDIA GROUP :
Как Вы думаете, почему Telegram так популярен в России и мире, в чем его феномен?
В России он стал популярен первоначально во многом благодаря Павлу Дурову, который покинул проект «ВКонтакте» и начал работу над собственным мессенджером. В то время перспективы проекта были туманны, все пользовались WhatsАpp, Viber и пр. Но преимуществом Telegram стала постоянная модернизация, концепция безопасности и конфиденциальности. И с течением времени, на фоне приобретения других мессенджеров крупными холдингами, он остался независимой платформой, которая создала новый коммуникационный канал, который для многих уже заменил другие способы связи.
Насколько эффективно размещать рекламу в Telegram как отдельный канал коммуникации?
Все зависит от того, с каким брендом предстоит работать и по какой системе. Развитие собственного канала или интеграция с рекламными постами в существующие — везде есть как своим преимущества, так и свои сложности. На росте этого рынка многие успели неплохо заработать и достаточно серьезно раскрутиться. Сегодня Telegram стал уже самостоятельным сегментом рынка, который бренды рассматривают наравне с социальными сетями.
Телеграм для вас — это медиа или мессенджер, и почему?
И то, и другое. Он удобен как для коммуникации, так и для потребления информации. Самое главное — он оптимизирует время на потребление контента и позволяет использовать персональные настройки, чтобы не превратиться в бесконечный поток сообщений и новостей.
Александр Коротеев, COO PICONSULT Digital:
Популярность Telegram напрямую связана с одним из ключевых глобальных трендов Интернет — желание пользователей быть анонимными и избежать давления со стороны регуляторов или рекламных сетей. По этой же причине последние 2 года набирает все большую популярность поисковая система Duckduckgo. Мэри Микер в своем последнем докладе на Code Conference 2019 отметила, что в первом квартале 2019 года 87% всего мирового трафика было зашифровано.
Мессенджеры, как некогда и социальные сети, стали личным пространством пользователей сети. Думаю, это связано с тем, что люди разделяют для себя Web Internet и мессенджеры так же, как они разделяют для себя частные аппартаменты и общественные места. Заходя в телеграм-канал они как бы идут в гости к своему другу или знакомому, в то время, как web-серфинг воспринимается ими, как поездка в общественном транспорте, поход в кино или магазин.
Бренд может не продавать в Telegram, но присутствовать там ему нужно так же, как и в социальных сетях: прием заявок/заказов, чат с саппортом, акционные предложения, новости
В последнее время все чаще появляются небольшие игроки, создающие telegram-каналы исключительно для продажи товаров: это чат-бот с минимальным интерфейсом, т.е. команды/запросы ему писать не нужно, пользователь взаимодействует с ним с помощью кнопок. Не могу сказать о качестве работы подобных каналов, но тренд на лицо.
Telegram давно перестал быть мессенджером в классическом понимании. Приведу в пример статистику по числу публичных каналов среди трех наиболее популярных мессенджеров: Telegram — 15725 каналов, Whatsapp — 2798 каналов, и Viber — 151 канал. Некоторые медиа используют Telegram так же активно, как и социальные сети с небольшой разницей в объеме и качестве контента.
Наталия Селезнева, генеральный директор рекламного агентства Newday Agency :
21 век — век виртуального общения. И если вчера звонки превращались в смски, то сегодня на смену смс пришли мессенджеры. Telegram один из них. В чем его преимущества перед другими похожими платформами? Мировой успех ему принесли простота использования, быстрая передача даже тяжелых файлов, а также высокое качество данных, которое не портится при передаче. Но главным его преимуществом остаётся беспрецедентная безопасность каждого отдельного пользователя. Надеюсь, ключи шифрования и дальше останутся собственностью телеграма.
Российский сегмент пользователей во многом пользуется телеграмом благодаря имени его разработчика, Павла Дурова, завоевавшего доверие после создания сети «ВКонтакте», особенно популярной в странах СНГ. Ну и, безусловно, после такого пиара со стороны Роскомнадзора — грех не пользоваться телеграмом как одним из основных каналов провидений.
Эффективность рекламы в Telegram зависит от направления деятельности организации: тяжело представить госорганизации, транслирующие свои новости в запрещённый в России мессенджер, а вот, к примеру, для СМИ никаких преград нет — очень удобный и простой способ передачи информации.
Также это актуально и для различных маркетинговых структур. Newday делится своими новостями не только на сайте, Facebook и Instagram страницах — но и в собственном канале в Telegram. А что? Удобно же.
Для меня Telegram — это больше мессенджер, нежели медиа. В большинстве случаев я использую телеграм для звонков и сообщений как по личным, так и по профессиональным вопросам. Мне нравится интерфейс, мне нравится, что моя переписка защищена.
Большой плюс как для меня, так и для миллионов других пользователей — это возможность переключаться из формата личного общения в ведение дел по бизнесу. Но и про медиа часть не стоит забывать! Существует много интересных и полезных телеграм-каналов, за которыми приятно следить.
На данном этапе я даже не могу представить, что может заставить меня прекратить пользоваться Telegram. Да и представлять не хочу.
Геннадий Лурье, директор по развитию бизнеса Rocket10 :
Популярность Telegram обусловлена следующими факторами: удобство, скорость работы, отличные клиенты для мобильных и «взрослых» OS, возможности настроек чатов вплоть до того, чтобы видеть, делались ли скриншоты или настроить таймер по удалению сообщений. Ну и классные стикеры, конечно. :)
Вполне логично выделять бюджеты на рекламу через Telegram, при условии, что настроен анти-фрод. Распространённая история, что при закупке через каналы Телеграмм туда подливается или мотивированный трафик, или ботовый. Если есть возможность следить за накрутками, то — отличное средство продвижения по СРА и возможность строить коммуникацию бренда.
Вадим Колесников, управляющий директор агентства ROOM485 (входит в группу компаний RCG ):
История развития Telegram, безусловно, не осталась незамеченной как среди экспертов, так и рядовых пользователей. Если за рубежом сервис успешно закрыл потребности пользователей, то в России подогретая СМИ шумиха не только обеспечила рост знания о преимуществах мессенджера, но и, откровенно говоря, разыграла целое театральное представление, превратив одних в героев романа Сервантеса, «борющихся с ветряными мельницами» в попытке обуздать технический прогресс, а других — в «неуловимых мстителей» и Робин Гудов, отстаивающих права ущемлённых.
Наблюдать, конечно, интересно, но за всем шумом, связанным с безопасностью и шифрованием, многие важные вещи были упущены, самая главная из которых — это тот факт, что Telegram стал действительно хорошим продуктом — удобным, быстрым инструментом коммуникации: от способов взаимодействия между пользователями и иконок до обмена файлами, ботов и интеграционных возможностей, которые зачастую либо вовсе отсутствовали, либо были реализованы хуже, чем у именитых конкурентов. Что касается приватности данных: большинство пользователей уже привыкли к её отсутствию и перестали обращать на это внимание. При этом тенденция последних лет — social good, более молодая ЦА хочет потреблять продукт компаний, ориентированных на социальную ответственность. Тот факт, что из-за высокого уровня защиты, сервис может быть использован в нелегитимных целях, может как раз негативно сказаться на имидже компании и её развитии.
Как и в любом канале коммуникации ценность имеют ЦА, охваты и просмотры, KPI и задачи в рамках каждого конкретного проекта. На данный момент маркетинговые инвестиции в Telegram подвержены рискам, связанным с нестабильностью с точки зрения законодательства. При этом внедрение платёжной системы может значительно увеличить привлекательность сервиса. Пока большинство компаний рассматривают данный канал как небольшую часть общей экосистемы, говорить о самостоятельном инструменте пока не приходится. Также стоит затронуть паттерны потребления и social bubble самих клиентов: если человек, принимающий решение о распределении маркетингового бюджета, активно использует Telegram, то, скорее всего, он рассмотрит вариант данных инвестиций.
Это мессенджер со встроенной функцией оповещений из публичных каналов и отличный корпоративный мессенджер. На текущий момент user journey при общении, получении новостей и поиске информации предполагает использование преимущественно web-ресурсов и социальных сетей. Хорошим примером антипода будет как раз Instagram, который является медиа со встроенным мессенджером, а не наоборот. Вряд ли кто-то из нас когда-либо задумывался о его использовании в качестве корпоративного мессенджера. Стоит отметить, что Telegram быстро развивается, и внедрение его нового функционала не останется незамеченным.
Алексей Зайцев, Head of digital projects | deep — creative digital agency:
Как Вы думаете, почему Telegram так популярен в России и мире, в чем его феномен?
Есть автомобили Mercedes и Лада. Глобально отличий нет. И там, и там в основе лежат одни и те же принципы — доставить вас из точки, А в точку Б. В обоих автомобилях есть двигатель под капотом, стекла, сидения,НО в автомобилях Mercedes все продумано и сделано так, чтобы человеку было удобно, комфортно, безопасно.
Это же отличает Telegram от всех прочих мессенджеров. При взаимодействии с ним пользователь чувствует, что все было сделано для и ради него и его удобства.
Насколько эффективно и рентабельно выделять бюджет на рекламу в Telegram как отдельный канал коммуникации?
Сейчас экосистема Telegram не заточена под рекламные кампании. Впрочем, это стандартный путь развития всех популярных соцсетей. На начальном этапе в них полность отсутствуют рекламные инструменты и все функционирует исключительно исходя из потребностей пользователя, и лишь потом появляется полноценный рекламный кабинет. Возможно, по этому же пути пойдет Telegram, но сейчас менеджерские затраты на размещение рекламы достаточно велики, а выхлоп в виде охвата — маленький.
Стоит, конечно, понимать, что тут и конверсия в целевое действие выше, но пока что для больший рекламный кампаний Telegram не очень подходит.
Telegram для вас — это медиа или мессенджер, и почему?
Для меня Telegram — это мессенджер. Просто как любой хороший продукт он делает больше, чем от него ожидают. Это роднит его с многими банковскими системами — сейчас это не только кредиты и вклады, а еще сотовая связь, консьерж-службы и многое другое.
Поскольку Telegram это качественный, проработанный и продуманный продукт, он не исключает функционал медиа. Но это не основа, а приятное дополнение, которое отличает профессионалов в любой отрасли.
Роман Колосов, SMM Director, Affect :
Telegram популярен в России, на мой взгляд, за счет нескольких моментов:
- Отличного интерфейса — в Telegram действительно все выглядит очень современно и аккуратно, в отличие от других менеджеров;
- Анонимности и отсутствия спама — преимущества анонимности описывать не будут, а огромное количество спама в Viber и Whats app в свое время заставило меня удалить эти приложения;
- Коммьюнити — когда весь рынок общается в одном мессенджере (рекламный, например), то ты в любом случае будешь там же.
Но сейчас Telegram как канал все еще довольно сырой: нет статистики, нет официальных методов закупки рекламы и таргетинга. Мы работали с этим каналом буквально несколько раз, но он показал очень хорошую кликабельность, если перед этим сделать тщательный чек каналов для рекламы.
Медиа это или мессенджер? Не могу разделить это на белое и черное. Для меня как для человека — телеграмм единственный мессенджер, которым я действительно пользуюсь. У меня тут все контакты, даже из глубинки России, где привычны другие мессенджеры. Но для маркетолога — это канал, скорее, не широкого медиа, вроде «ВКонтакте» или других мессенджеров, а для более нишевой коммуникации. Чат-боты, новый канал для CRM, нишевые сообщества — все это делают Telegram чем-то большим чем, просто очередным мессенджером.
С днем рождения!
Еруслан Каронский, управляющий партнер агентства HIT MEDIA :
Принципиальное отличие Telegram от других мессенджеров — шифрование и возможность создавать секретные чаты. Понятно, что рядовому пользователю эти функции могут быть и не нужны, но их наличие подсознательно успокаивает. Радует простой интерфейс; нет необходимости создавать свою страницу и контролировать ее, отвечать на комментарии; нет новостной ленты; нет огромного количества разномастного контента, который отвлекает.
Как бы странно не прозвучало тут, но в Telegram нет рекламы (прямой), реклама в каналах более-менее релевантна интересам. За редкими исключениями мессенджер стабилен, даже несмотря на санкции со стороны властей. Ну, и вишенка на торте — чат-боты и стикеры.
В нашей тематике (рекламное агентство) эксперименты доказали эффективность рекламы. Стоит понимать, что аудитория Telegram специфична, и пытаться продать ей что угодно не получится. Считаю, что выделять отдельные бюджеты как на отдельный канал коммуникации не стоит, но часть бюджета на social или мессенджеры стоит выделять обязательно.
Никита Зуев, генеральный директор Advark Video Advertising Platform:
Как Вы думаете, почему Telegram так популярен в России и мире, в чем его феномен?
По моему мнению популярность Telegram связана с его функционалом, который позволяет не только обмениваться сообщениями и создавать чаты, но и обмениваться медиа файлами без потери качества. Широкие возможности использования для бизнеса. Простой интерфейс.
Насколько эффективно и рентабельно выделять бюджет на рекламу в Telegram как отдельный канал коммуникации?
Это зависит от направления бизнеса. Насколько бизнес зависит от общения с пользователем и на сколько ЦА воспринимает Telegram как канал для общения или работы. В нашей области большинство коммуникаций с клиентами и площадками происходит с помощью Telegram. Также актуально продвижение и популяризация каналов в Telegram в области интернет маркетинга и видео программатика в качестве ресурса для обучения.
Лично для меня Telegram является одновременно и медиа и мессенджером. Нашей компанией даже разработан специальный стикер пак для общения с клиентами и площадками :)
Юлия Ракова, директор по маркетингу GetResponse
Насколько эффективно и рентабельно выделять бюджет на рекламу в Телеграме как отдельный канал коммуникации?
GetResponse — платформа автоматизации маркетинга, B2B сервис, и мы периодически рекламируем в Телеграм наши мероприятия: бизнес-завтраки и онлайн-конференции. Отклик из Телеграм-каналов иногда превышает эффект от рекламы в соцсетях на 50%-150%. При этом мы не выделяем отдельно бюджет на рекламу в Телеграм.