По прогнозам «Почты России», за ближайшие три-четыре года объём рынка электронной торговли в России вырастет более чем втрое. Чтобы успеть занять свою нишу, важно уже сегодня видеть и понимать ключевые точки роста, отмечает Леонид Зондберг, коммерческий директор направления электронной коммерции «Почты России». Он рассказал Sostav, какие тренды будут влиять на будущее e-commerce.
Фрагментация брендов и развитие малого предпринимательства
Стремление учесть всё больше требований потребителей приведёт к тому, что количество брендов увеличится, и они начнут работать напрямую с клиентами. Такие небольшие нишевые компании будут продавать товары только онлайн, однако благодаря возможностям электронной торговли смогут конкурировать с глобальными игроками.
Зачастую нишевые бренды будут запускать и уже запускают не крупные монополисты, а простые люди. В последние годы мы видим бурный рост онлайн-продаж продуктов малого и среднего бизнеса. E-commerce даёт людям возможность больше зарабатывать, помогает малому предприятию расти быстрее и продавать товары по всему миру.
Роботизация и развитие беспилотных технологий
По мере роста отрасли электронной коммерции ей потребуется новая рабочая сила для выполнения рутинных задач. Поэтому сейчас e-commerce игроки пробуют роботизировать доставку: внедрение беспилотных технологий повысит эффективность, безопасность, предиктивность и рентабельность логистики.
Беспилотные технологии помогут ритейлерам не только снизить стоимость доставки, но и расширить её географию, тем самым увеличив число клиентов. По нашим подсчётам, беспилотники в два раза увеличат скорость доставки в удалённые регионы на территории Чукотки, Камчатки, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Ещё один плюс использования беспилотников в таких районах — безопасность. Сейчас почтальоны и курьеры вынуждены добираться в труднодоступные места по бездорожью, что бывает опасно для них и их грузов.
Роботизация коснётся не только доставки, но и всего, что происходит с товаром перед ней. Если производители удвоят или утроят свои продажи через онлайн-каналы, логистическим операторам придётся всё больше автоматизировать складское хранение, фулфилмент и доставку. Это станет настоящей технологической революцией, которая удешевит e-commerce продукты и создаст нишу для новых компаний, которые будут разрабатывать технологические решения.
Персонификация
Компании будут стремиться предложить клиентам именно тот товар и сервис, который им нужен. Делая покупки в интернете, мы оставляем за собой цифровой след, включающий информацию о наших интересах. Большие данные уже сейчас помогают e-commerce игрокам анализировать эту информацию и персонифицировать предложения.
Кроме того, анализ предпочтений покупателей поможет поставщикам оптимизировать объёмы предложения и сделать производство более эффективным. К примеру, почти треть всей продукции сельского хозяйства сейчас оказывается на свалке. Примерно такая же ситуация наблюдается и в других отраслях: экономика создаёт большое количество товаров, которые не нужны потребителям, и, чтобы оправдать все эти расходы, компании повышают цены.
Анализируя данные о том, что покупают люди, игроки рынка e-commerce научатся подсказывать производителям, с какой вероятностью тот или иной продукт будет востребован. Так мы избавимся от проблемы перепроизводства, уменьшим количество отходов и снизим нагрузку на природу.
Развлекательный шопинг
Эмоциональные покупки — мощный драйвер развития электронной коммерции. Торговля мимикрирует под развлечение, а e-commerce во многом превращается в social commerce. В будущем у людей появятся новые виды онлайн-досуга, и шопинг будет выстраиваться вокруг них. Уже сейчас потребители тратят $150 млрд в год на виртуальные товары — например, в играх и стримах блогеров.
Развлекательный онлайн-шопинг — это не только про виртуальные, но и про вполне обычные товары из «реального» мира. По нашим прогнозам, в ближайшие 5−6 лет онлайн-витрины перейдут в формат AR/VR и изменят модель потребления, а продажи будут осуществляться через виртуальный опыт.
Гибрид онлайна и офлайна
До 2020 года участники рынка думали, что скоро мы все перейдём в онлайн, а людей заменят роботы. Однако пандемия показала, что мы всё ещё испытываем потребность в живом человеческом общении. Мы вкусили удобство онлайн-жизни и онлайн-торговли, но при этом как социальные существа всё равно нуждаемся в контакте с людьми. Поэтому офлайн-торговля никуда не уйдёт.
Часть покупателей «физических» магазинов может перейти в онлайн, но офлайн не исчезнет полностью — два формата будут существовать параллельно. Электронная коммерция поможет офлайн-магазинам развиваться. Чтобы успешно конкурировать с активно растущими онлайн-игроками, классическим офлайн-ритейлерам придётся становиться креативнее, больше задумываться о сервисе и качестве.
Устойчивое развитие и экологичность
E-commerce — молодая, пока что слабо отрегулированная отрасль, поэтому её можно сразу «заточить» на соответствие нормам устойчивого развития. Первое, о чём стоит задуматься участникам рынка, — использование более экологичных видов транспорта, оптимизирование цепочек доставки и сокращение количества пластиковой упаковки. Конечно, это потребует дополнительных инвестиций, но государство уже разрабатывает законы, благодаря которым e-commerce игроки смогут получить налоговые преференции для реализации экологических инициатив.
Не дожидаясь этого, крупнейшие участники e-commerce рынка, например, Ozon, Lamoda и IKEA, переходят на экологичные виды транспорта уже сейчас. Конечно, зачастую товары доставляет не сам магазин, а логистические компании, поэтому они тоже должны поддержать тренд на устойчивое развитие. Так, «Почта России» закупает грузовики на природном газе и тестирует доставку посылок и писем на электрогазелях.
Все интернет-магазины традиционно используют большое количество упаковки. E-comm игроки активно переходят на коробки из вторично использованных материалов, а следующий шаг — уменьшить количество неперерабатываемого пластика: пакеты, стрейч-пленка, скотч
Мягкое государственное регулирование
Электронная торговля в России активно развивается: страна вошла в топ-5 по динамике роста e-commerce. В нашей стране пока что не сильно регулируют этот рынок, благодаря чему на нём сохраняется здоровая острая конкуренция. Сейчас государство сохраняет принцип минимального вмешательства, но при этом задаёт стратегический вектор развития.
Государство должно не регулировать отрасль, а мониторить — например, точечно донастраивать взаимоотношения её участников. Критически важно не допустить избыточного доминирования больших площадок и агрегаторов. Сейчас четыре крупных игрока — Wildberries, Ozon, AliExpress и «Яндекс.Маркет» — занимают около трети рынка. Такая конкуренция органична для этапа становления. Но дальше надо балансировать долю нишевых магазинов, ведь с каждым годом всё более важным становится развитие малых форматов.
Новые финансовые сервисы онлайн-маркетплейсов
Сегодня онлайн-маркетплейсы не просто продают товары, но и создают вокруг себя целую экосистему с различными сервисами для B2B- и B2C-клиентов — например, финансовыми.
Чтобы малому бизнесу было выгоднее работать с крупными маркетплейсами, они запускают услуги для продавцов. Например, помогают своим поставщикам получать кредиты. Это также снижает риски для банков: маркетплейс может поручиться за надёжность продавцов, ведь он видит все их транзакции, а зачастую и хранит их товары на своих складах.
Если говорить о финансовых сервисах для B2C-сегментов, то в первую очередь это может быть рассрочка, которую обычно предлагают офлайн-магазины. Её аналог в онлайне — BNPL-сервисы.
Электронная коммерция в метавселенной
По мнению знаменитого футуролога Дага Стивенса, развитие технологий приведёт к появлению метавселенной — коллективной виртуальной среды, где происходит сближение онлайна и офлайна. Люди смогут синхронно подключаться к ней, находиться там одновременно и создавать своих цифровых двойников, которые будут жить реальной жизнью, общаться и совершать покупки. Уже сейчас появляются NFT-токены, цифровые художники, виртуальная недвижимость, которую продают на аукционе Sotheby's за реальные деньги.
Сейчас метавселенной ещё не существует — потребуется 10−20 лет, чтобы создать необходимую IT-инфраструктуру. Но уже появляются отдельные виртуальные пространства, которые рано или поздно превратятся в метавселенную. А пока компании тестируют своё присутствие в них и смотрят на реакцию потребителей.