Правительство начало согласовывать третий пакет поддержки IT-отрасли. В частности, предлагается распространить льготы на интернет-компании, чей бизнес основан на рекламной модели, а также агрегаторов. В ближайшее время планируется организовать серию стратегических сессий с представителями профильных ассоциаций и бизнеса (как разработчиков, так и заказчиков). Однако чиновники не поясняют, на какую часть бизнеса холдингов могут распространиться льготы, пишут «Ведомости».
Если предложение будет принято в текущем виде, под новые нормы попадут крупные площадки: «Яндекс.Маркет», Ozon, Wildberries, AliExpress и другие, отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов.
«Сегодня практически каждая такая компания разрабатывает собственные ИТ-решения для своей работы, по сути являясь таким же разработчиком, на которых уже распространяются налоговые льготы», — пояснил Соколов. Поэтому налоговые льготы необходимо распространить не только на маркетплейсы, но и на любые интернет-магазины, использующие собственные IT-разработки, добавил президент АКИТ.
«Большая часть ИТ-решений являются собственными разработками наших команд», — заявил представитель Wildberries. Господдержка российских ИТ-компаний «позволит составить конкуренцию зарубежному ПО и усилит позиции отечественных игроков (включая предпринимателей, которые продают российские товары на платформах) как на локальном, так и на международных рынках», — пояснил он.
Крупные компании несут значительные расходы на разработку ПО, но не могут пользоваться налоговыми льготами только из-за способов монетизации софта, заметил партнер EY Иван Родионов. «В итоге такие компании либо платят больше налогов по сравнению с конкурентами, либо вынуждены долго и непросто реструктурироваться для получения таких льгот», — заявил Родионов.
Оценить эффект налоговой экономии для агрегаторов от третьего пакета льгот эксперты не решились, однако в случае крупных компаний речь может идти о миллиардах рублей в год. Например, согласно отчетности «Яндекса» за 2021 год, налог на прибыль составил 7,43 млрд руб., за 2020 год — 13,2 млрд руб.
Первые два пакета льгот ввели в последние два года: первый утвердили в середине 2020 года, а вступил в силу он в начале 2021 года. Российским разработчикам ПО снизили ставку по налогу на прибыль с 20% до 3%, а также страховые взносы с 14% до 7,6%. Кроме того, их освободили от НДС в части прав на ПО из Единого реестра российских программ.
Вторым пакетом, который правительство утвердило в сентябре 2021 года, власти согласовали более 60 мер по снижению барьеров использования современных диджитал-решений. Эти меры вводятся постепенно и часть из них запланирована на 2022 год.
Ранее подобные меры поддержки предложили ввести для креативных индустрий. Они включают введение масштабных налоговых льгот для индустрий кино, видео- и игрового производства, СМИ, дизайна, рекламы, а также моды, архитектуры, музеев, галерей и народных художественных промыслов. Сейчас Минкульт рассматривает наработки с учётом предложений бизнеса.