Цифровые экосистемы хотят обязать контролировать качество товаров, услуг и их соответствие требованиям закона «О защите прав потребителей». Также предлагается наделить их правом инициировать внесудебное ограничение доступа к страницам, содержащим информацию о продаже продукции, не отвечающей требованиям закона, пишут «Ведомости».
По словам председателя «Общественной потребительской инициативы» Олега Павлова, на крупнейших онлайн-площадках продается «огромное количество продукции, запрещенной к реализации в России». Это, например, биологически активные добавки, имеющие в составе запрещенные компоненты, товары для детей из запрещенных материалов, мобильная электроника, в отношении которой не проводилась нотификация ФСБ.
Ужесточить регулирование экосистем и сделать их «единым окном» для подачи претензий за реализуемые товары и услуги предлагает Роспотребнадзор. Экосистема в таком случае станет медиатором конфликтных ситуаций между потребителем и поставщиком. Предложение ведомства коснется в том числе Сбербанка, «Яндекса», VK (ранее — Mail.ru Group), МТС, Wildberries, Ozon, Avito.
Сейчас правовой статус экосистем не определен, отметил представитель Роспотребнадзора. При этом некоторые крупные площадки, на которых реализуются товары и услуги различных поставщиков, могут быть признаны владельцем товарного агрегатора и за счет этого нести ответственность в рамках закона, указал представитель ведомства. За неисполнение предписаний ведомства о блокировке такой информации на юрлица предлагается налагать штрафные санкции.
Однако представители экосистем считают такую меру избыточной. В МТС сообщили, что тщательно контролируют качество предоставляемых услуг и сервисов. В Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» также заявили, что следят за качеством товаров. «Мы рассматриваем жалобы и скрываем товары-нарушители до предоставления соответствующих документов», — добавили в Ozon.
В «AliExpress Россия» пояснили, что вся информация и сертификаты качества отображаются в карточке товара на AliExpress. Если товар не соответствует качеству или магазин нарушает какие-либо законы, товар удаляется и магазин блокируется. Wildberries также на ежедневной основе проводит собственный мониторинг продавцов и их товаров, при явных признаках нарушения законодательства, жалобах потребителей товар снимается с продажи. При этом представители Wildberries и Ozon отметили, что не относятся к категории экосистем.
Ранее в АНО"Цифровая экономика" разработали комплекс мер, который не позволит цифровым экосистемам навязывать пользователям товары и услуги. В частности, предложили запретить предустановленные галочки в онлайн-заказах, так как они продвигают услуги и товары экосистемы, её рекламу, а также с их помощью у пользователя берут согласие на автоматическое продление подписки.