Главный селлер ТВ-рекламы — Национальный рекламный альянс (НРА) — поднял сезонные наценки на кампании в августе-декабре 2023 года в среднем на 5−30% в зависимости от канала, выяснил Adpass. В эти месяцы стоимость размещения в федеральном эфире увеличится до 40% вместо обещанных в октябре 25%.
Сильнее всего подорожает размещение в федеральном эфире 11 из 18 крупнейших телеканалов, рассказали изданию представители крупных рекламных холдингов. В Tersus подсчитали, что на «Первом канале», «Пятнице» и ТВ3 базовая стоимость пункта рейтинга (GRP, условная единица при продаже рекламы на ТВ) в августе-декабре вырастет на 5%. На «Рен-ТВ», «Че» и «Муз-ТВ» — на 10%.
Цены на каналах СТС, ТНТ и ТНТ4, входящих в число наиболее популярных у рекламодателей, увеличатся на 15%. Стоимость размещений на «Матч ТВ» подорожает на 20%, а на 2×2 — на 30% по отношению к расценкам, опубликованным в октябре 2022 года. При этом рост цен не затронет «Россию 1», «Россию 24», НТВ, «Домашний», «Пятый канал», ТВЦ, «Звезду».
По словам гендиректора Tersus Павла Питилимова, НРА также поднимает цены и в региональном телеэфире. С августа 2023 года локальный эфир ТВ3 в Екатеринбурге подорожает на 13%, «Пятницы» — на 8%, ТНТ4 — на 26%. Медиаинфляция на неэфирных телеканалах будет более равномерной, отмечает эксперт. По оценкам Tersus, с августа стоимость размещения вырастет на 15%.
Медиаинфляция не затронет долгосрочные контракты, уже заключённые рекламодателями, указывает Adpass. Цены вырастут для новых компаний, новых бюджетов по сделкам на 2023 год, а также в рамках переноса бюджетов с предыдущих периодов.
За время пандемии и специальной военной операции ТВ-рекламный рынок перешёл на новую схему работы — цены на размещения стали поднимать дважды в год, отмечают эксперты, опрошенные изданием. По их мнению, стратегия НРА заключается в том, чтобы постепенно повышать стоимость нераспроданного инвентаря по мере сокращения объёма остатков.
В НРА Sostav пояснили, что корректировки цены в соответствии с сезонностью, заполненностью и спросом в течение года — характерная реакция на складывающиеся в конкретный момент времени обстоятельства, обусловленная балансом спроса и предложения.
«Рекламный инвентарь в эфире практически полностью раскуплен осенью, спрос высокий, селлаут подходит к 100% и на август-декабрь. Это объясняется увеличением бюджетов крупнейших товарных категорий — финансы, фарма, продукты питания, ритейл, телеком, e-commerce, а также появлением на ТВ абсолютно новых рекламодателей из России и других стран», — подчеркнул селлер.
В НРА отметили, что появление новых брендов — это тренд 2022 года, который усилился в 2023 году и альянсу его необходимо учитывать: «Товаропроизводители видят возможности в текущем времени заявить о своих товарах, построить знание, лояльность, занять и увеличить долю на рынке».
Комментарий НРА:
На данный момент практически все рекламодатели заключили годовые сделки. Возможно, это сделано с целью дальнейшего переноса денег во второй и третий квартал. В случае, если этот прогноз реализуется, возникнет большая вероятность высвобождения объёмов с периода август-декабрь, что существенно нарушит баланс спроса и предложения и спровоцирует неравномерность поступления бюджетов на телеканалы.
С учётом того, что одной из задач НРА является сохранение баланса всех заинтересованных игроков, мы вынуждены применять инструмент повышения цены. При этом, если ситуация будет развиваться по указанному сценарию, мы будем принимать дополнительные бюджеты по цене контракта на всех каналах. Сами рекламодатели определяют цену на осень.
В октябре прошлого года в Starlink проанализировали изменение базовой цены федерального ТВ на 2023 год по сравнению с показателями 2022-го. Отмечалось, что наибольший рост специалисты зафиксировали в орбитальном направлении — базовые цены выросли на 25−30%.