Победителем тендера на обслуживание касс московского метро стала компания «Петер-Сервис Спецтехнологии», работающая под брендом OFD.ru и подконтрольная топ-менеджерам и структурам USM Holdings Алишера Усманова. При этом метрополитену не придется платить оператору за обработку данных с касс: исполнитель этих работ сам доплатит предприятию за возможность выполнить контракт, сообщает РБК.
Первоначально метрополитен предлагал за обработку своих данных 12 млн рублей, в торгах участвовали девять компаний. OFD.ru сама изъявила готовность доплатить за контракт 1,12 млн рублей. По словам одного из источников, себестоимость таких услуг составляет 4−5 млн рублей.
Готовность платить за контракт в OFD.ru объясняют тем, что сотрудничество со столичным метро интересно компании «прежде всего с имиджевой точки зрения», а также в связи с «возможностью предложить клиенту дополнительные услуги и сервисы, в том числе основанные на анализе фискальных данных».
«Вероятный мотив победителей тендера — расширение объема данных. На их основе ОФД могут делать аналитику и продавать ее заинтересованным лицам. Чем больше доля рынка, тем выше ценность такой аналитики, — говорит собеседник издания из компании, занимающейся оказанием ОФД-услуг.
Речь идет о данных о передвижении человека: в чеке метро указано местоположение торговой точки, сумма, форма оплаты (наличные или карта) и время проведения операции, рассказал изданию сооснователь маркетинговой платформы CallToVisit Дмитрий Егоров. По его словам, эту информацию можно дополнить данными сотового оператора и таким образом «определить человека и станции, на которых он покупает билеты в метро».
В пресс-службе метрополитена подчеркнули, что сделка не предполагает каких-либо преференций или доступа к сведениям, которые могут представлять коммерческий интерес.
Доплатить за обработку данных метро предлагал и другой участник тендера — аффилированная со Сбербанком «Эвотор ОФД». Еще одна компания — принадлежащая «Почта Банку» и ВТБ «Мультикарта» — готова была выполнить контракт за символическую копейку. Эксперты объясняют это тем, что в приоритете компании — доступ к данным о пассажирах, а также возможности, которые открывает работа с государственным заказчиком.
Однако, это не первый случай, когда Алишер Усманов инвестирует в системы обработки данных. Так, подконтрольный Усманову Центр развития перспективных технологий в ближайшее время получит контроль над всеми товарами, которые правительство решит включить в систему маркировки. Государственных расходов не потребуется, компенсировать затраты инвестор планирует за счет производителей и потребителей: за каждую единицу товара он будет брать 50 коп. без учета НДС.