Минпромторг доложил об успешных итогах первого этапа маркировки сигарет: промаркировано 570 тысяч пачек. В рамках второго этапа объем промаркированной табачной продукции должен вырасти как минимум в 175 раз — до 100 млн пачек, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на текст документа.
В письме ведомства, адресованном правительству, сообщается, что поставленные задачи были выполнены: отработаны технические и организационные вопросы маркировки табачной продукции метками DataMatrix на этапах ее производства, продаж в опт и в розницу, а также реализации конечному потребителю. Первый этап эксперимента длился с января 2018 года и завершился 31 июня. Его участниками стали производители сигарет JTI, PMI, «БАТ Россия», Imperial Tobacco, «Донской табак», KT&G. К эксперименту присоединились и дистрибуторы «Мегаполис» и «СНС», ритейлеры — X5 Retail Group, Metro, «Лента», «Магнит» и др. Оператором маркировки стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Участники рынка довольны итогами эксперимента. «Первые шесть месяцев не выявили существенных технических проблем», — заявил директор по защите торговых марок PMI в России Александр Мироненко. Вице-президент JTI по корпоративным отношениям в России Сергей Головко считает, что эксперимент подтвердил оптимальность выбора метки DataMatrix для маркировки сигарет в части обеспечения стабильности производства и прослеживаемости продукции, а также показал ее экономичность в сравнении с другими альтернативами.
Замечания к проекту есть у Х5: ритейлер испытывал определенные трудности из-за небольшого размера кода и недостаточности передаваемой на нём информации. «Предполагается, что при доработке системы в ходе второго этапа эксперимента проблемы будут решены, что позволит, в частности, избежать роста временных затрат на обслуживание клиентов», — сообщили в Х5.
На втором этапе эксперимента, который закончится 31 декабря 2018 года, планируется распространить маркировку на импортную продукцию, расширить состав участников за счет несетевой розницы и заметно увеличить объем маркируемых сигарет. Кроме того, ряд производителей, в частности JTI и Philip Morris International, с сентября планируют поэтапно перейти к маркировке всей продукции, выпускаемой для продажи в РФ, сообщили в Минпромторге.
Однако сами производители пока осторожнее в оценках. «Во втором полугодии мы расширяем число товарных позиций и форматов, участвующих в пилотном проекте, и переходим к выпуску продукции с DataMatrix в коммерческих объемах», — рассказал представитель JTI. По его словам, только в третьем квартале промаркирует до 70 млн пачек. С сентября компания также подключит к эксперименту вторую фабрику в Краснодаре.
Напомним, маркировка табачных изделий станет обязательной для всех участников рынка с 1 марта 2019 года. Такая система в перспективе упростит технические и бизнес-процессы и поставит препятствия незаконному обороту продукции.