В Госдуму внесли законопроект, который в случае его принятия ограничит работу в России аналитических зарубежных компаний, изучающих интересы людей и состояние разных сфер экономики, сообщают «Известия».
В документе отмечено, что 80% активов консалтинговых компаний должны принадлежать российским юрлицам, а полученные данные следует обрабатывать только на территории РФ. Им запретят публиковать «недостоверные и дискредитирующие РФ данные», говорится в пояснительной записке. Также указано, что компании могут использовать конфиденциальные данные россиян и информацию, интересную спецслужбам иностранных государств, с помощью которой можно управлять людьми, поясняется в документе.
Один из авторов инициативы депутат Антон Горелкин считает, что консалтеры собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, «изучают наши настроения, финансовые возможности, данные о здоровье». Он подчёркивает, что неизвестно, как используются результаты исследований.
«Не исключаю, что она превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций», — пишет он.
В России продолжают работать такие иностранные аналитические компании как Ipsos, GfK и Nielsen.
Когда поправки примут, исследовательские компании обяжут вносить информацию о себе в список Федеральной антимонопольной службы. Специальная комиссия будет решать, какой будет структура фирмы-консалтера. Если сведения об уставном капитале не предоставят, то доли могут продать по решению суда, указано в проекте. Нововведение коснётся исследований на основе данных, содержащихся в государственных информационных системах, носящих научный, информационный и публицистический характер, отмечено в материалах ГД. Исключение составят исследования структуры рынка потребления, заказанные государственными и муниципальных органов.
Антон Горелкин отмечает, что Госдума может принять законопроект уже в осеннюю сессию.
Некоторые консалтинговые компании, действующие в России, зачастую вообще не имеют российских акционеров. Например «ГфК-Русь», по данным «СПАРК-Интерфакса», принадлежит австрийской GfK Austria GmbH. А вот ООО «Ипсос Комкон» полностью принадлежит французской Ipsos.
Депутат Олег Матвейчев считает, что под «соусом маркетинговых исследований» западные компании могут передавать данные о военно-промышленном комплексе.
«Не всегда можно узнать, конечно, сколько пушек и снарядов произведено, но зато можно вычислить, сколько и какого металла было поставлено по железным дорогам, на какие заводы металлы доставлены, какой марки и так далее», — приводит пример Олег Матвейчев.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, необходимы нормы, регламентирующие, как компании собирают данные, как они могут их обрабатывать и обезличивать эти данные, насколько эти данные можно восстановить.
Гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что желательно, чтобы закон исключил из участия в рынке компании-однодневки и тех, кто выпускает исследования периодически. Он отмечает, что вопросы вызывают аналитические компании, которые исследуют медиабизнес. Поскольку те дают противоречивые и неоднозначные результаты, которые касаются непрозрачных рынков, например, онлайн-кинотеатров.