В России мобильным банком пользуется каждый третий (34%) россиянин старше 18 лет. Больше всего приверженцев сервиса в небольших городах — они опережают Москву с Петербургом, сообщает РБК со ссылкой на результаты опроса аналитического центра НАФИ.
Такими приложениями наиболее активно пользуются россияне в возрасте от 18 до 44 лет (41−45% опрошенных), 45−54-летние отстают не сильно (36%), а вот в старших возрастных категориях «55 плюс» распространенность мобильного банкинга падает более чем вдвое (17% респондентов).
Лидируют по распространению мобильного банка небольшие российские города с населением от 50 до 100 тыс. человек — тут этим сервисом пользуются почти половина взрослых жителей (49%). По популярности приложений они обогнали столичные Москву и Санкт-Петербург (42%). Ближе к среднему уровню — города с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (37%), село (34%), а также небольшие (до 50 тыс.) городки и поселки (30%). Хуже всего дело обстоит с проникновением мобильного банкинга в городах-миллионниках (за исключением столиц) и в городах с населением от 500 тыс. человек — 24 и 21% пользователей соответственно.
Это связано с тем, что для небольших населенных пунктов это — способ решения проблемы финансовой доступности на фоне сокращения числа банковских отделений и банкоматов. Кроме того, зачастую таким банковским клиентам не требуется выполнение сложных банковских операций, а простые услуги они могут получить через смартфон.
При этом число пользователей мобильных банковских приложений в России в последние годы превышает число клиентов, пользующихся банковскими веб-приложениями. Так, доля пользователей интернет-версий в два раза ниже (17%), чем приверженцев мобильного банка. Такую же тенденцию отмечают в Фонде общественного мнения. Согласно их опросу, проведенному в сентябре, мобильный банк используют 40%, а интернет-банк востребован только у 21% россиян.
На растущую популярность мобильного банкинга влияет несколько факторов. Во-первых, через мобильное приложение можно быстро выполнять несложные операции, например, проверку баланса, перевод с карты на карту, пополнение счета телефона. Во-вторых, на тенденцию влияет дигитализация общества: увеличивается число смартфонов и растет цифровая грамотность. Банки отмечают, что чаще всего клиенты используют мобильное приложение для совершения переводов, оплаты мобильной связи и других услуг (ЖКХ, ТВ и интернет, налоги, штрафы ГИБДД).