Ассоциация «Винодельческий Союз» отправила вице-премьеру России Дмитрию Григоренко письмо с просьбой не вводить маркировку «Честный знак» на вина — сообщают “Ведомости”.
Как отметили участники рынка, продукцию уже и так маркируют специальными федеральными знаками и контролируют в системе ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система). Введение «Честного знака» лишь поспособствует росту затрат на производство, считают они.
Стоимость одного цифрового кода обходится виноделам в 50 копеек за штуку, около 20 копеек — маркировочные этикетки. Также придётся увеличить расходы на специальное оборудование, техническое обслуживание системы и найм персонала. В зависимости от типа и объема бутылки отпускная цена на продукт увеличится на 4−8%, а конечному потребителю придется заплатить на 15% больше.
Авторы обращения также опасаются, что потенциальный покупатель будет отдавать предпочтение более доступным по стоимости нелегальным напиткам.
Представитель ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий — оператор системы «Честный знак») уверен: переживания виноделов напрасны. Цифровой код «Честного знака» планируют размещать на этикетке, которая и так присутствует на продукции. Следовательно, дополнительные затраты не потребуются. А систему ЕГАИС интегрируют с «Честным знаком» через единый интерфейс, рассказал он «Ведомостям».
Как указали в пресс-службе Минпромторга, сейчас проект находится на общественном обсуждении. Следующие шаги — согласование в ФОИВах (федеральных органах исполнительной власти), внесение в правительство и публикация акта. «На каждом из этапов текст проекта может очень сильно измениться», — подчеркнули в Минпромторге.
Официальный представитель Минпромторга России:
Проведение добровольного эксперимента может помочь стандартизировать подходы к контролю оборота различных товарных групп, не оказывая при этом негативного влияния на отрасль. Отмечаем, что любые решения по обязательной маркировке не могут быть приняты без консультаций и диалога с бизнес-сообществом.
Система «Честный знак» создана, чтобы обеспечить прозрачность взаимоотношений производителя и покупателя. Специальный цифровой код позволяет проследить весь путь товара, от завода до конечного потребителя. По мнению эксперта ЦРПТ, такой способ контроля продукции приводит к обелению рынка.
«Честный знак» уже применён к ряду товаров, таких как минеральная вода, молочная продукция, сигареты, шубы и лекарства. С 1 декабря 2022-го специальным цифровым кодом будут маркировать и пиво. Поручение провести эксперимент по его маркировке президент России Владимир Путин дал правительству в 2020 году.