Бизнес может быть успешным в глазах окружающих, но какой в этом толк, если он не приносит денег? Публика с удовольствием послушает о большой клиентской базе и в итоге все равно заглянет в кошелек. Обычная ситуация для любой сферы, в том числе для рекламной индустрии. Казалось бы, у компании есть все шансы: технологическая монополия на рынке, конкурентные зарплаты, хорошая репутация. Пример «Кокос», одного из крупнейших SEO-агентств, оказался весьма наглядным.
«Целых 11 лет успешного бизнеса — и ничего в сухом остатке», — написал глава «Кокоса» Андрей Воронков в колонке на Roem.ru. Глава известного digital-агентства рассказал, что его бизнес так и не начал приносить доход, и попытался разобраться в причинах. Имя, масштаб и тысячи клиентов не означают деньги, признает менеджер. Годы работы принесли ему только долю в «Кокосе» и нескольких структурах поменьше. По собственному признанию, накоплений и большого капитала Воронков не имеет: «съемный дом за городом, среднего класса машина».
В чем же причины? Совладелец «Кокоса» называет четыре основных «******» [промаха]: рост ради роста, акцент на производстве, переоценка собственных сил и чрезмерный контроль. Например, в 2005–2006 годах компания вложила «бешеные деньги» в производство тысяч сайтов-сателлитов. Это привело к тому, что расходы нивелировали доходность бизнеса.
Фото Facebook.com
После присоединения «Корпорации РБС» агентство изменило бизнес-модель, сделав ставку на глобальную рекламу. Однако компания не справилась с огромным количеством заявок: качество снизилось, большинство продавцов оказались слабыми, а производство стало давать сбой. За год «Кокос» потерял статус флагмана, которым считал себя почти 10 лет. Кроме того, много денег ушло на рекламу, сотрудников, последующее восстановление и зализывание ран.
Негативно сказалась на бизнесе и авторитарная система управления. Создавались новые правила и ограничения, при этом мотивационные факторы усложнялись, начальников становилось все больше.
Теперь «Кокос» пытается выйти из крутого пике. Компания смогла договориться с компаньонами и признать данную модель управления невменяемой. Тогда стали возвращаться «гениальные сотрудники», ранее ушедшие как инакомыслящие. «Кокос» снова стал хаотичным и узнаваемым, но снова потерял деньги, констатирует Воронков.
На данный момент агентство «снесло» вертикаль управления, убрало нескольких талантливых управленцев и лишние отделы, стало вкладывать деньги в клиентов, отказалось от сотен договоров с партнерами, которые не желают развивать свой бизнес, и снизило приток новых.