В апреле стало известно, что российские власти разрабатывают законопроект, который позволит сохранить в стране фильмы, сериалы, музыку и другие объекты интеллектуальной собственности иностранных компаний, заявивших о приостановке деятельности в России или уходе из страны. Чиновники предлагают расширить действие принудительной лицензии на медиаконтент — сейчас законодательство распространяется только на патенты. Участники рынка считают, что инициатива приведёт к росту пиратства. Своим мнением они поделились на форуме «TeleMultiMedia Forum 2022: лидеры цифровой медиасферы», передаёт корреспондент Sostav.
По словам первого заместителя генерального директора «СТС Медиа» и гендиректора more.tv Дмитрия Гранова, с уходом мейджоров, производивших определённый контент, зрители всё равно будут пытаться его искать. В итоге это приведёт к тому, что они пойдут смотреть пиратский контент, считает Гранов.
«С одной стороны важно, чтобы поисковые системы — Google и «Яндекс» — следили за правильной выдачей контента. С другой — «ВКонтакте» не всегда удаётся бороться с пиратством в сообществе. Отношение индустрии к лицензированию неоднозначно», — отметил гендиректор more.tv.
Гранов подчеркнул, что принудительное лицензирование может быть полезно для зрителей и аудитории, но может развязать руки пиратам в отношении контента, который производят российские компании и пытаются заработать за счёт него, чтобы отбить стоимость производства. «Это скажется на возможностях инвестирования в новый контент. Отсутствие поддержки государства в борьбе с пиратством — это серьёзная угроза для нас», — заявил медиаменеджер.
В качестве примера он привёл компанию Disney, которая, по словам эксперта, «не любит ни с кем судиться». «Даже если вы нарушили обязательства, пропиратили что-то, они может пришлют вам какую-то претензию, но постараются не идти в суд. Однако менеджеров и акционеров компании, которая нарушила, с их точки зрения, правила лицензирования, они заносят в блэклист на всю жизнь. Эти люди никогда, ни при каких обстоятельствах не смогут работать с Disney», — заверил Гранов.
Заместитель генерального директора по контентной политике «Триколора» Николай Орлов согласен с тем, что инициатива очень неоднозначна. Он считает, что проблема не в оплате правообладателям за контент, а в том, что в данный момент они не хотят получать деньги. Таким образом, расширение принудительной лицензии на медиаконтент не решит этих проблем, а только усугубит существующую ситуацию.
Кроме того, такой законодательный акт может крайне негативно сказаться на будущем индустрии, превратив Россию «в страну-изгоя», которая действует не в правовом поле. «Мало того, что Россия — это страна расцвета пиратства, таким образом оно ещё и легализуется», — сетует Орлов. Он считает, что власти уходят от обсуждения законодательных проектов с индустрией, а после принятия закона донести позицию отрасли будет сложно.
Как отметил заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев, пока рано говорить, в каком виде будет принят закон, так как он находится в стадии разработки. По его мнению, инициатива — «попытка защититься от агрессивного поведения стран, которые объявили России гибридную войну». Невозможно минимизировать все риски, считает Нечаев. «Сейчас рано анализировать непринятые решения», — подытожил он.
Ранее российские видеосервисы не поддержали идею принудительного лицензирования контента из «недружественных» стран. Эта мера приведёт к легализации пиратства и грозит ущербом в десятки миллиардов руб., утверждают представители площадок.