Сегодня Госдума приняла во втором чтении самый важный закон для российской рекламной индустрии так называемый, "закон против TNS". Скандальный законопроект депутата Лугового, который внёс серьезный раскол между агентствами/брендами и телеканалами, поддержали более 60% присутствующих на пленарном заседании.
Напомним, что депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой предложил ввести государственную аккредитацию для организаций, проводящих исследования объема зрительской аудитории телеканалов. Соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму был внесен 6 июня 2016 года, и принят в первом чтении нижней палатой российского парламента уже 15 июня.
В пояснительной записке к проекту депутат отмечал, что это необходимо для обеспечения прозрачности и достоверности данных: сейчас на российском рынке медиаизмерений ведущую роль играют западные исследовательские компании. Между тем, данные об объеме зрительской аудитории используются для поддержки принятия решений и «способны оказывать влияние на формирование общественного мнения».
Сегодня на пленарном заседании Госдумы чиновники приняли законопроект в новой редакции, в которой были существенно изменены некоторые положения. Теперь речь идет не о госаккредитации исследовательских компаний, о которых изначально говорил Луговой, а об наделении Роскомнадзором статусом "уполномоченной организации" на проведение соотвтетствующих исследований.
Предполагается, что наделять полномочиями в области телеизмерений, а также контролировать деятельность этих компаний (число которых законопроект не определяет) будет Роскомнадзор. При этом, срок полномочий исследовательской компании увеличили с одного года до трех лет.
По аналогии с законом об ограничении владения иностранцами российских СМИ иностранному государству, международной организации, иностранному юрлицу запрещено владеть более чем 20% в уставном капитале компании-медиаизмерителя. Эти лица, а также иностранцы и граждане со вторым гражданством не смогут устанавливать любые формы контроля над аккредитованной организацией.
Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, к ней применяться не будут. Против этой инициативы, как противоречащей федеральному законодательству о конкуренции, открыто выступил представитель ФАС Николай Карташев , но норма осталась в законопроекте без изменений.
Поправки должны вступить в силу 1 сентября 2017 года, т.е. первоначальные сроки были сдвинуты после обсуждения на девять месяцев. При этом Роскомнадзор определится с выбором "уполномоченной организацией" к 1 января 2017 года.
Сейчас крупнейшим измерителем телевизионной аудитории в России является компания TNS Russia - она представляет группу Kantar, принадлежащую британскому коммуникационному холдингу WPP. Именно против ее многолетнего господства на российском рынке медиаизмерений и направлен законопроект - компания, которая занимается измерением всех основных медийных каналов коммуникации, на 100% принадлежит иностранцам.
За выбор российского медиаизмерителя выступают крупнейшие телевизионные холдинги, а также представители Госдумы. Против - представители рекламной индустрии, включая крупнейшие отраслевые организации - АКАР и Русбренд. Эксперты рекламной индустрии предрекают острую реакцию рекламодателей на подобные нововведения, а также говорят о недостаточности поставленных сроков, с чем соглашались даже телеканалы.
В автоматизированной базе Госдумы уже опубликован текст законопроекта к третьему чтению, проект постановления Госдумы и заключения правового управления, поэтому существенные изменения не ожидаются. В третье чтении законопроект депутаты рассмотрят уже сегодня вечером.
Между тем, глобальный офис Kantar прокомментировал ситуацию вокруг принятия в России нового закона о телеизмерениях - впервые с начала данной истории. «В своей работе в каждой стране мы руководствуемся нормами локального законодательства. В ближайшее время мы оценим, как в дальнейшем построить работу компании в рамках принятого закона», - заявил Эрик Салама, CEO Kantar.