Одиозный законопроект депутата Лугового, прозванный в СМИ "законом против TNS" за две с половиной недели после внесения на рассмотрение в Госдуму прошел три чтения и сегодня депутаты Госдумы практически единогласно приняли законопроект во втором и третьем чтении и тем самым запретили иностранцам заниматься телеизмерениями в России.
6 июня 2016 года депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой инициировал законопроект, запрещающий компаниям с иностранными владельцами заниматься телевизионными измерениями в России.Он предложил ввести государственную аккредитацию для организаций, проводящих исследования объема зрительской аудитории телеканалов.
Это необходимо для обеспечения прозрачности и достоверности данных, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Проект Лугового дополняет закон «О СМИ» главой «Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)», а также вводит терминологическое понятие телеизмерений. Между тем, данные об объеме зрительской аудитории используются для поддержки принятия решений и «способны оказывать влияние на формирование общественного мнения».
За выбор российского медиаизмерителя выступают крупнейшие телевизионные холдинги, а также представители Госдумы. Против - представители рекламной индустрии, включая крупнейшие отраслевые организации - АКАР и Русбренд. Эксперты рекламной индустрии предрекают острую реакцию рекламодателей на подобные нововведения, а также говорят о недостаточности поставленных сроков, с чем соглашались даже телеканалы.
Атака на TNS Russia: хроника, факты, слухи. Как развивается самый опасный для российской рекламной отрасли конфликт.
Депутатам потребовалось чуть больше недели, чтобы принять законопроект в первом чтении: 15 июня законопроект был принят Госдумой в первом чтении. На следующий день, 16 июня состоялось расширенное заседание комитета по информполитике, посвященное данному законопроекту, в котором приняли участие более тридцати представителей заинтересованных сторон: телевещателей, чиновников, депутатов, топов рекламных агентств и руководителей отраслевых организаций.
Сегодня на пленарном заседании Госдумы чиновники втором и третьем чтении приняли законопроект в новой редакции, в которой были существенно изменены некоторые положения. Теперь речь идет не о госаккредитации исследовательских компаний, о которых изначально говорил Луговой, а об наделении Роскомнадзором статусом "уполномоченной организации" на проведение соответствующих исследований.
Предполагается, что наделять полномочиями в области телеизмерений, а также контролировать деятельность этих компаний (число которых законопроект не определяет) будет Роскомнадзор. При этом, срок полномочий исследовательской компании увеличили с одного года до трех лет.
По аналогии с законом об ограничении владения иностранцами российских СМИ иностранному государству, международной организации, иностранному юрлицу запрещено владеть более чем 20% в уставном капитале компании-медиаизмерителя. Эти лица, а также иностранцы и граждане со вторым гражданством не смогут устанавливать любые формы контроля над аккредитованной организацией.
Принятие закона в третьем чтении
Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять отчет о проведенных исследованиях, а также публиковать его на своем официальном сайте. Ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, к ней применяться не будут. Против этой инициативы, как противоречащей федеральному законодательству о конкуренции, открыто выступил представитель ФАС Николай Карташев , но норма осталась в законопроекте без изменений.
Поправки должны вступить в силу 1 сентября 2017 года, т.е. первоначальные сроки были сдвинуты после обсуждения на девять месяцев. При этом Роскомнадзор определится с выбором "уполномоченной организацией" к 1 января 2017 года.
На данный момент крупнейшим измерителем телевизионной аудитории в России является компания TNS Russia - она представляет группу Kantar, принадлежащую британскому коммуникационному холдингу WPP. Именно против ее многолетнего господства на российском рынке медиаизмерений и направлен законопроект - компания, которая занимается измерением всех основных медийных каналов коммуникации, на 100% принадлежит иностранцам.
В глобальном офисе Kantar прокомментировал ситуацию вокруг принятия в России нового закона о телеизмерениях - впервые с начала данной истории. «В своей работе в каждой стране мы руководствуемся нормами локального законодательства. В ближайшее время мы оценим, как в дальнейшем построить работу компании в рамках принятого закона», - заявил Эрик Салама, CEO Kantar.
Шаг властей по изменению имеющейся структуры медиарынка сделан. На очереди шаг рынка.