Принятый в первом чтении законопроект группы депутатов под руководством главы комитета Госдумы по экономической политике Максима Топилина, которым предлагается продлить сроки действия договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, стал поводом для отрасли вновь заговорить о монополизации. Sostav обратился за комментариями к авторам документа с просьбой разъяснить инициативу.
В феврале на рассмотрение депутатам Госдумы поступил законопроект, которым предполагается дать право операторам наружной рекламы продлить контракты на конструкции, расположенные на земельных участках или зданиях в государственной или муниципальной собственности. Взамен операторы должны будут повысить квоту под показ социальной рекламы с 5% до 10% от годового объема размещений.
13 марта Комитет Госдумы по защите конкуренции выпустил заключение на данную инициативу, в котором раскритиковал продление договоров на 10 лет, а также отметил, что продление срока договоров, заключенных в 2024 году, «на практике должно привести к фактическому действию такого договора в течение последующих 20 лет».
Максим Топилин, глава комитета Госдумы по экономической политике:
При этом текст законопроекта не устанавливает 10-летний срок продления в качестве безальтернативного варианта: там прямо указано, что срок пролонгации может составлять до десяти лет, а значит и продлевать договор оператор сможет на меньший период по своему усмотрению.
Как бы то ни было, 20 марта документ был принят в первом чтении. Однако накануне в спор вступил Союз операторов наружной рекламы, выпустив резолюцию, в которой высказался против продления договоров, которые заканчиваются в 2024 году, «как это предложено в заключении комитета по защите конкуренции Государственной Думы».
«Позиция Союза выражается в следующем: в случае принятия поправок в соответствии с предложенной комитетом редакцией, которая ограничивает пролонгацию договоров только договорами, срок которых истекает в 2024 году, Союз операторов наружной рекламы будет выступать против принятия каких-либо мер о пролонгации в целом», — говорится в тексте резолюции.
Максим Топилин, глава комитета Госдумы по экономической политике:
Отрасль поддерживает законопроект, но некоторые участники выражают опасения и протест против инициативы о пролонгации исключительно договоров, срок действия которых истекает в 2024 году, как это было предложено в заключении комитета по защите конкуренции Государственной Думы. Хотим заверить, что законопроект как раз направлен на поддержку всех участников рынка наружной рекламы в России, без ограничений по году истечения существующих договоров.
Как в свою очередь указывает соавтор законопроекта, депутат Госдумы от «Единой России» Александр Якубовский, при разработке законодательной инициативы и подготовке ко второму чтению авторы учитывают отзывы как от участников рынка, так и от профессиональных ассоциаций и муниципалитетов.
«Как соавтор законопроекта, хочу прокомментировать, что изначально и не предполагалось, что пролонгация затронет только договоры, истекающие в 2024 году. Цель законопроекта — не только защитить бюджеты субъектов от выпадающих доходов, но и обеспечить равные условия и возможности для всех участников рынка», — говорит он, подчеркивая, что аналогичная мера принималась Госдумой в 2022 и 2023 годах «с целью помочь отрасли наружной рекламы справиться с беспрецедентным давлением со стороны недружественных стран.
Пока же рассмотрение законопроекта идет своим чередом — по итогам первого чтения депутаты установили пятнадцатидневный срок на сбор поправок, который завершится 3 апреля 2024 года.