В Госдуму внесли законопроект, направленный на «исключение рисков» монополизации российского рынка наружной рекламы. Авторы документа среди прочего предлагают установить максимальную долю, которую может занимать владелец рекламных конструкций (РК) на территории городских округов и других муниципальных образований. Согласно документу, она не должна превышать 35%, за исключением случаев, когда установлено до 10 РК. Законопроект опубликован в думской электронной базе.
Инициативу внёс в нижнюю палату парламента председатель комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг совместно с депутатами Ириной Филатовой и Андреем Кузнецовым.
Авторы проекта, ссылаясь на данные профессионального объединения и экспертов, указывают, что с 2013 года в сфере наружной рекламы «отмечается скрытая монополизация, концентрация прав на установку рекламных конструкций в руках нескольких участников рынка». При этом, по их мнению, предпосылки к монополизации создаются в том числе должностными лицами органов местного самоуправления.
Парламентарии привели пример, когда на проведённых в 2013 году в Москве аукционах несколько тысяч мест установки РК разбили всего на 10 лотов. По итогам торгов вместо работавших ранее нескольких десятков участников могло остаться менее 10. Сейчас сетями РК, которые установлены на принадлежащих Москве земельных участках, фактически владеют менее 10 операторов.
Поэтому законопроектом в том числе предлагается запретить ограничение конкуренции между участниками торгов через укрупнение лотов. В случае принятия документа закон вступит в силу 1 марта 2025 года.
Напомним, в апреле 2024 года из Госдумы была отозвана аналогичная инициатива о 35%-ном ограничении доли одного игрока в наружной рекламе на территориях муниципальных районов или округов, а также городов федерального значения.